Чем отличается фгос от фгт? Презентация на тему: "отличие фгос от фгт" Что такое фгт и фгос.
Различия ФГТ ООП ДОУ и ФГОС ДО.
Различия ФГТ ООП ДОУ и ФГОС ДО.
В какие-то не было бы времена, какие бы стандарты не разрабатывало руководство государства для образования детей, остается неизменный костяк требований к программам воспитания и образования.
Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
И, конечно, между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые. Рассмотрим, что общего и в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО.
Общее:
Сохранение вариативности дошкольного образования;
ДОУ самостоятельно разрабатывает образовательную программу;
2 части ООП: обязательная и вариативная;
Реализация программы в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду;
Учёт региональных особенностей, индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка и родителей;
Комплексный подход;
Основное содержание разделов;
Основные виды детской деятельности;
Образование в процессе взаимодействия ребёнка со сверстниками, взрослыми и в самостоятельной деятельности;
Основные принципы построения предметно-развивающей среды.
Разница:
Определены три группы требований (к структуре, к условиям реализации ООП ДО, к результату);
Изменена структура программы, выделены разделы: «Целевой», «Содержательный», «Организационный» и дополнительно введён раздел «Презентация программы»
Изменено соотношение объёмов частей программы: 60/40 %;
Изменено количество и название образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие;
Акцент ставиться на поддержку социализации и индивидуализации развития ребёнка;
Отсутствуют жёсткие требования к системе мониторинга;
- «интегративные качества» заменены «целевыми ориентирами».
И все же, ФГОС ДО (стандарт) - это документ, который не требует унифицировать образование, а даёт возможность в разных ситуациях создавать условия, необходимые для успешного развития детей в обстановке эмоционального благополучия.
Каждый регион имеет право учитывать в образовании и в развитии детей особенности национально-культурного разнообразия, географического положения, климата и т.п.
Стандарт призван обеспечить условия индивидуального развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое. С таким разнообразием, следуя за ребенком, педагогам нужно уметь работать.
Семья имеет право выбирать направление развития ребенка, ориентируясь на его особенности.
Стандарт предусматривает разные образовательные программы. Это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства. Педагоги могут сами выстраивать свою образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ.
В О С П И Т А Т Е Л И
Обеспечения безопасности;
Толерантного отношения со стороны родителей;
Снижение документооборота;
Больше доступных образовательных программ;
Обучение счету и письму должно быть в школе;
Желание обучаться
– курсы ПК
Р О Д И Т Е Л И
За раннее и ускоренное развитие;
За образование отвечает государство;
Главное – здоровье детей;
Кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)
Чем обусловлена разработка данного документа?
Два основания для введения ФГОС ДО:
1) Закон «Об образовании РФ»;
2) Современная социокультурная ситуация.
ФГОС ДО основан в следующих документах :
1) Конвенция о правах ребенка;
2) Закон об образовании РФ;
3) Конституция РФ.
4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 гг»
Закон об образовании РФ предусматривает :
1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право.
2) Обнародование Стандарта в 2013 году.
4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;
5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня);
6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;
7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей. Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг. ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) . До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.
Основные понятия ФГОС ДО:
1) Единство образовательного пространства:
Обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания);
2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)
3) развивающая предметно-пространственная среда;
4) социальная ситуация развития.
Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО?
ФГТ 2 группы требований :
К структуре ООП;
К условиям реализации ООП;
10 образовательных областей;
80%- обязательная часть программы;
20% - вариативная
ФГОС ДО3 группы требований
К структуре ООП;
К условиям реализации ООП;
К результатам освоения ООП
5 образовательных областей:
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное);
Речевое развитие 60%- обязательная часть программы;
40% - вариативная
Нестандартный «Стандарт»
ФГОС ДО 3 группы требований
К структуре ООП;
К условиям реализации ООП;
К результатам освоения ООП В ФГОС главное не результат, а условия.
Это стандарт условий. Условия - это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.
Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:
1) Пространственно-временные - пространство и игрушки;
2) Социальные - система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;
3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор. Главное условие – численность детей в группе.
Какие же требования предъявляются к условиям:
1) Психолого-педагогические;
2) Кадровые;
3) Материально-технические;
4) Финансовые;
5) К предметно-развивающей среде.
Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.
Оценка профессиональной деятельности педагога:
Динамика развития интегративных качеств педагога;
Положительное отношение ребенка к детскому саду;
Высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
Требования к результатам освоения программы :
Основной результат – это социализация детей. 1) Результат социализации;
2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.
ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов - личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные).
Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:
* Инициативность
* Самостоятельность
* Уверенность в себе
* Воображение
* Физическое развитие
* Волевые усилия
* Любознательность
* Интерес ребенка.
Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.
Что же будет оцениваться:
1) Педагогический процесс;
2) Условия (социальная ситуация развития);
3) Педагогические кадры.
Естественно, что, несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.
Требования к структуре ООП .
ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения.
Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.
ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования.
ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе.
На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.
Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы - должна быть возможность выбора.
1) Варианты сетки занятий;
2) Парциальные программы;
3) Формы планирования;
4) Режим дня жизнедеятельности;
5) Методическое обеспечение;
6) Учебный план;
7) Мониторинг.
Готовность ДОО к введению ФГОС ДО
1) Разработана и утверждена ООП ДОО;
2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;
3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;
4) Определен перечень парциальных программ;
5) Разработаны локальные акты;
6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;
7) План методической работы к введению ФГОС ДО;
8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;
9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.
Новый закон об образовании в нашей стране, вступивший в силу с сентября 2013 года, привнес много новшеств в образовательную сферу. Так, впервые в России дошкольное образование закрепили как уровень образования, а основной упор был сделан как на качество, так и на различные варианты получения образования обучающимися. Ранее для всех уровней существовали ФГТ (федеральные государственные требования). В соответствии с новым законом для каждого уровня образования были разработаны ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).
Так, ФГТ состоят из двух разделов: содержательный раздел – требования к структуре ОП (образовательной программы), организационный раздел – требования к условиям реализации ОП.
По сути, ФГТ является частью ФГОС. Отличием ФГОС от ФГТ считается наличие третьего целевого раздела в ФГОСах – требований к результатам освоения ОП. Но помимо требований, существует еще небольшой ряд отличий. Также изменилось соотношение частей образовательной программы: в ФГТ на обязательную часть выделено 80 %, в ФГОС – 60 %, на формируемую участниками образовательного процесса – 20 % по ФГТ и 40 по ФГОС. Таким образом, ФГОС «больше времени» уделяет самостоятельной работе обучающихся.
Сравнение
ФГОС более акцентированно подходит к формированию общей культуры обучающихся, к развитию их коммуникативно-личностных качеств, а также формированию предпосылок для обеспечения их социальной успешности.
Таким образом, ФГТ направлено на социализацию обучающегося, а ФГОС – на коммуникацию и налаживание связей с обществом. Ведь, по сути, ФГОСы ориентируются на специфику национальных и социокультурных условий, в которых по факту осуществляется образовательный процесс.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы, что основное отличие ФГОС от ФГТ состоит в требованиях к освоению образовательной программы. Учитывая, что 2015 год считается переходным годом в образовательной сфере, допустимо уже говорить о том, что закон об образовании, принятый в конце 2012 года, в какой-то мере стал учитывать национальные особенности обучения, более акцентированно подошел к развитию у обучающихся культуры и предложил больше вариантов дистанционного обучения.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Требования к структуре основной образовательной программы ДО. ФГТ Познавательно –речевое развитие Социально –личностное развитие Художественно –эстетическое развитие Физическое развитие ФГОС Коммуникативно –личностное развитие Познавательно –речевое развитие Художественно –эстетическое развитие Физическое развитие
3 слайд
Описание слайда:
Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%. Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.
4 слайд
Описание слайда:
Основные разделы программы ФГТ *Пояснительная записка; *Организационный; *Содержательная; * Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; * Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. ФГОС *Целевой; *Организационный; *Содержательный; В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.
5 слайд
Описание слайда:
Обязательная часть ФГТ Образовательные области: Коммуникация Социализация Безопасность Познание Здоровье Музыка Физическая культура Труд Чтение художественной литературы Художественное творчество ФГОС Виды деятельности: Двигательная Игровая Коммуникативная Познавательно –исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Элементарная трудовая деятельность Конструирование из различных материалов Изобразительная Музыкальная
6 слайд
Описание слайда:
ФГОС в ДОУ и в начальных классах Введение Федеральных Государственных Требований(ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Требований Стандартов(ФГОС) начального школьного образования- важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.
7 слайд
Описание слайда:
Структура программы опирается на три направления: 1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне. 2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ. 3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
8 слайд
Описание слайда:
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
9 слайд
Описание слайда:
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы: установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
10 слайд
3.2.1. Психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий..
3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей . Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач.
3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста….
3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
консультативной поддержки педагогических работников и родителей…
3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий..
3.2.8. Организация должна создавать возможности:
1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.