Философско правовые воззрения и г фихте. Политико-правовая теория И

Во взглядах выдающегося философа и общественного дея­теля Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814) двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргер­ства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта.

Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право, которые резюмированы им в трудах «Учение о праве» (1812) и «Учение о государстве» (1813), развивались в русле естествен­но-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологи­ческая, философская основа этих взглядов. Фихте - убежден­ный субъективный идеалист, для которого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной дейст­вительности.

И, по Фихте, право выводится из «чистых форм разума». Внешние факторы не имеют отношения к природе права. Не­обходимость в нем диктует самосознание, ибо только наличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя вы­явило. Однако право базируется не на индивидуальной воле. Конституируется оно на основе взаимного признания индиви­дами личной свободы каждого из них. «Понятие права, - разъясняет Фихте, - есть понятие отношения между разумными существами. Оно существует лишь при том условии, когда та­кие существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу...»

Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и совмес­тить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать Юридический закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-свободных су­ществ, А не из нравственного закона. Право функционирует не­зависимо от морали, регулируя исключительно область дейст­вий и поступков человека.

Фихте считал, что правовые отношения, а следовательно свобода индивидов, не застрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовые отношения, сво­боду надлежит защищать принуждением. Других средств нет. Потребность о

беспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. Принудительной силой в государ­стве не может являться индивидуальная воля. Ею может быть лишь единая коллективная воля, для образования которой надо согласие всех, необходим соответствующий договор. И люди заключают такой гражданско-государственный договор. Благо­даря ему и устанавливается государственность. Общая воля на­рода составляет стержень законодательства и определяет грани­цы влияния государства. Так, демократ Фихте стремился пре­сечь произвол абсолютистско-полицейской власти над своими подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину, утвердить политические права и свободы личности.

Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, что от­личительной чертой всякого разумного, согласованного с требо­ваниями права государства (независимо от его формы) должна быть Ответственность лиц, осуществляющих управление, перед об­ществом. Если такой ответственности нет, государственный строй вырождается в деспотию. Чтобы народный суверенитет не остался пустой фразой и правительство строго подчинялось за­кону, Фихте предлагает учредить эфорат - постоянную кон­трольную, надзирающую власть, представители которой - эфо­ры - избираются самим народом. Эфоры могут приостанавли­вать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят в них угрозу правопорядку. Окончательную оценку действиям правительства дает народ. Позднее, в 1812 г., Фихте признал идею создания эфората нереалистичной.

Фихте убежденно отстаивал идею верховенства народа: «...народ и в действительности, и по праву есть высшая власть, над которой нет никакой иной и которая является источником всякой другой власти, будучи сама ответственна лишь перед Богом». Отсюда категорический вывод о безусловном праве на­рода на любое изменение неугодного ему государственного строя, о праве народа в целом на революцию.

Правда, примерно с 1800 г. Фихте отходит от столь ради­кальных позиций и начинает все больше уповать на реформы сверху. Тем не менее убежденность в острой необходимости ли­берализации политического режима, отмены сословных приви­легий, установления твердой законности, горячее сочувствие народным массам никогда не оставляли Фихте. До последних дней он был предан гуманистической идеологии Просвещения, оставался сторонником буржуазно-демократических преобразо­ваний.

В работе «Замкнутое торговое государство» (1800), написан­ной под впечатлением теорий французских социалистов-утопи­стов, Фихте рисует картину идеального государства, в основе которого лежат разум и истинная свобода и которое гарантиру­ет благоденствие каждого индивида. Мечтая о таком государст­ве, построенном в интересах обездоленных масс на основе ор­ганизованного труда, Фихте резко критикует общественные от­ношения в Германии и выставляет свои известные тезисы о правах человека на обеспечение существования и на труд. «Замкнутое торговое государство» зиждется на частной собст­венности, создаваемой личным трудом. Государство дает мак­симум возможного для развития и подъема производительных сил. Оно детально регулирует производство и распределение, сохраняя при этом старую цеховую структуру ремесел и делая главный упор на сельское хозяйство. Население разбито на три сословия: земледельческое, промышленное, купеческое. Кроме того, имеется категория лиц, занятых в сфере культуры и поли­тики. Свобода промысла и выбора профессии запрещена. Же­стко регламентируется быт. С точки зрения экономической го­сударство стремится превратить страну в «самодостаточный», «самообеспечивающийся» организм.

Фихте видел в государстве Не самоцель, а лишь Орудие до­Стижения идеального строя, В котором люди, вооруженные нау­кой и максимально использующие машинную технику, решают практические, земные задачи без большой затраты времени и сил и имеют еще достаточно досуга для размышления о своем духе и о сверхземном. По поводу назначения человека и судеб государства Фихте писал: «Жизнь в государстве не относится к абсолютной цели человека... при определенных обстоятельствах она есть лишь наличное средство для основания совершенного общества. Государство, как и все человеческие установления, являющиеся голым средством, стремится к своему собственно­му уничтожению: цель всякого правительства - сделать прави­тельство излишним». Фихте, правда, полагал, что такое состоя­ние наступит через мириады лет.

Когда в Германию вторглись войска Наполеона, Фихте стал призывать широкие массы к решительной борьбе против чуже­земных захватчиков. Он старается в первую очередь разбудить национальное самосознание немцев, оскорбленное завоевате­лем; он апеллирует к их национальной гордости. В пылу пат­риотической агитации Фихте подчас высказывал мысли, кото­рые вне их исторического контекста могут быть истолкованы как признание духовного и нравственного превосходства гер­манской нации над остальными народами. Самому же Фихте - приверженцу идеи вечного мира - претил шовинизм и была ненавистна сумасбродная идея господства Германии над иными государствами, захвата и порабощения Германией других стран. Не случайно он, как и Кант, ратует за мир и справедливость в отношениях между государствами, за создание международной организации, которая бы поддерживала такие отношения.

Для Фихте Характерно, что Национальное возрождение Своей страны он тесно Связывает с Ее Социальным обновлением: С созда­нием единого централизованного германского государства, ко­торое должно наконец стать «национальным государством», с проведением серьезных внутренних преобразований на буржуаз­но-демократической основе. Главную роль в достижении этой цели Фихте отводит просвещению и воспитанию народа в духе любви к отчизне и свободе. Вот почему он чрезвычайно высоко оценивает труд интеллигенции, ученых как истинных наставни­ков нации, способных двинуть ее по пути прогресса.

Фихте создал философскую кон­цепцию политики и права, в которой утверждал, что цель исто­рического движения человечества состоит в том, чтобы органи­зовать свою земную жизнь свободно, согласно разуму и праву.

И.Г. Фихте указывал, что критерием степени развития эпохи является состояние государства с точки зрения осуществления в нем свободы и его движения к созидательному социальному устройству, основанному на принципах разума.

Конституируемый им правовой порядок объективно отражал интересы немецкого бюргерства, его устремления к созданию единого централизованного германского государства, проведению буржуазных реформ. Однако соглашательская позиция немец­кой буржуазии обусловила двойственность и противоречивость по­литического учения И.Г. Фихте, в котором заметны и либеральные, и демократические, и социалистические, и консервативные взгляды автора.

Теоретической основой учения И.Г. Фихте о государстве и праве выступала естественно-правовая доктрина, дополненная фор­мальной идеей тождества идеального и реального.

Будучи субъективным идеалистом, Фихте полагал, что мир материальных предметов - включая государство, право, зако­нодательство - существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа. Следовательно, объективной действительно­сти не существует вне человеческого сознания и человеческой деятельности .

В обосновании природы государства и права И.Г. Фихте опирался на идею И. Канта о моральной автономии личности, ее абсолютной самоценности, ее способности самой себе дать закон, знать свой долг и осуществлять его. Однако индивидуаль­ная воля объективно противостоит всеобщей воле.

Каким же образом достигается единство воли как совокупность индивидуальных воль? Как гарантировать при этом индивиду­альную свободу, которая была бы совместима со свободой всех? Ответы на эти вопросы позволяет дать учение И.Г. Фихте о государстве и праве.

Нельзя гарантировать индивидуальную свободу, опираясь лишь на мораль, поскольку она регулирует внутреннюю свободу личности. Чтобы обеспечить свободу во взаимоотношениях ме­жду людьми, необходимо право.

И.Г. Фихте выводит право из "чистых форм разума", регули­рования внешних взаимодействий людей на основе взаимного признания или личной свободы каждого. В этой связи право, по Фихте, - это отношения между разумными, морально авто­номными и свободными индивидами.

Взаимная гарантированность индивидуальной и всеобщей свободы достигается не благодаря следованию индивидов нравственному закону, а на основе юри­дического закона, которому подчиняются свободные и разумные индивиды. Однако господство юридического закона достигается не автоматически, оно опирается на внешнее насилие и прину­ждение в лице государства.

Необходимость государства И.Г. Фихте обосновывает исходя из теории естественного права потребностью принудительного гарантирования личных прав и свобод от посягательства со сто­роны других индивидов. Государство понимается как общест­венный договор, воплощающий единую волю и опирающийся на соглашение всех индивидов .

Общая воля как совокупность ин­дивидуальных воль устанавливает государственность и учреждает законодательство. В свою очередь, законодательство определяет равный масштаб свободы для каждого и, одновременно, - гра­ницы государственного вмешательства в дела гражданского об­щества и индивида.

По мнению И.Г. Фихте, перед лицом государства личность имеет несомненный приоритет, ибо жизнь в государстве не при­надлежит к абсолютным целям человека, но она есть средство, имеющее место лишь при определенных условиях, для основа­ния современного общества. Философ отмечал, что неотъемле­мым правом человека является отказ от любого договора, в том числе и односторонний отказ, если таково его желание.

И.Г. Фихте считал, что неизмеримость и вечность какого- либо договора есть грубейшее нарушение права человека как такового. Отношения между индивидуумами, которые составляют гражданское общество, регулируются исключительно нравст­венными законами.

Основополагающим принципом организации и функционирова­ния государства является принцип народного суверенитета.

И.Г. Фихте полагал, что "... народ и в действительности, и по праву есть высшая власть, над которой нет никакой иной и которая является источником всякой другой власти, будучи сама ответственна лишь перед богом".

Отсюда категорический вывод о безусловном праве народа на любое изменение неугодного ему государственного строя, о праве народа в целом на революцию. По мнению философа, если государство не обеспечивает гражданам гуманность и свободу, противодействуя, таким образом, нравственному закону, то не­обходимо изменить государственный режим посредством рево­люции. Право на такое изменение имеет как народ в целом, так и каждый отдельный гражданин.

В этой части практическая философия И.Г. Фихте отлична от идей И. Канта, отрицавшего идею борьбы и революции. Правда, с начала XIX в. И.Г. Фихте также отказывается от ре­волюционных изменений существующего государственного строя в Германии, уповая на реформы сверху.

Гарантированность прав и свобод И.Г. Фихте связывал не с фор­мой правления, а с возможностью эффективного контроля за госу­дарственной властью.

Симпатизируя республике, он полагал, что отличительной чертой разумно организованного государства, опирающегося на право, является ответственность должностных лиц перед обще­ством. Если такой ответственности нет, государственный строй вырождается в деспотию.

Чтобы народный суверенитет не остался пустой фразой и пра­вительство строго подчинялось закону, Фихте предлагает учредить эфорат - постоянную контрольную, надзирательную власть, орга­ны которой - эфоры - избираются самим народом. Эфоры могут приостанавливать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят в них угрозу правопорядку. Окончательную оценку дей­ствиям правительства дает народ.

Правда, после наполеоновского вторжения в Германию И.Г. Фихте оставил идею о контрольной власти как утопическую, неосуществимую.

Отличительной чертой политической философии И.Г. Фихте является учение о социальном правовом государстве как идеаль­ной модели государства. В трактате "Замкнутое торговое государство", где философом сконструирована идеальную модель, заметно влияние идей уто­пического социализма.

Целью социального правового государства является всесторон­нее развитие и совершенствование всего человеческого рода, гарантирование личных прав и свобод и благоденствие каждого.

Государство всеобщего благоденствия основано на частной собственности, которая создается личным трудом.

И.Г. Фихте утверждал, что если член государства не может жить при помощи собственной собственности, то он юридиче­ски не обязан уважать собственность других, а государство обя­зано обеспечить существование каждого гражданина; т. е. он высказал мысль о социальном правовом государстве, которая по­лучила свое дальнейшее развитие в современных концепциях общества всеобщего благоденствия .

Государство делает максимум возможного для развития и подъ­ема производительных сил. Оно детально регулирует производство и распределение, сохраняя при этом старую цеховую структуру ремесел и делая главный упор на сельское хозяйство. Населе­ние разбито на три сословия: земледельческое, промышленное, купеческое. Кроме того, имеется категория лиц, занятых в сфе­ре культуры и политики. Свобода промысла и выбора профес­сии запрещена. Жестко регламентируется быт.

Однако в соответствии с нравственным законом государство выступает лишь в качестве средства достижения идеального строя и должно идти к собственному упразднению.

И. Г. Фихте подчеркивал: "Жизнь в государстве не относится к абсолютной цели человека... при определенных обстоя­тельствах она есть лишь наличное средство для основания совершенного общества. Государство, как и все человече­ские установления, являющиеся голым средством, стремится к своему собственному уничтожению: цель всякого прави­тельства - сделать правительство излишним".

Социальное правовое государство может существовать в ус­ловиях вечного мира и выступает основой нового мирового порядка, основанного на мире и дружбе народов. Однако И.Г. Фихте не отрицал патриотизма и суверенитета народа, его права на на­ционально-освободительную войну.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814, «Основные черты современной эпохи») - создатель философской концепции политики и права, в основу которой положен принцип свободы и разумности человека. Критерием степени развития эпохи, по мнению Фихте, является состояние государства с точки зрения осуществления в нем свободы и его движения к созидательному социальному устройству, основанному на принципах разума.

Фихте дополняет естественно-правовую теорию идеей тождества идеального и реального. Мир материальных предметов, в том числе право, государство и законодательство, существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа. Фихте опирается на идеи Канта о моральной автономности личности, ее самоценности, способности знать свой закон и осуществлять его. Но индивидуальная воля объективно противостоит всеобщей воле. Для того, чтобы гарантировать и совместить индивидуальную свободу со свободой всех, необходимо право. Право выводится из «чистых форм разума» и представляет собой отношения между разумными, морально автономными и свободными индивидами. Взаимная гарантированность индивидуальной и всеобщей свободы достигается на основе следования юридическому закону, которому подчиняются свободные и разумные индивиды. Господство закона гарантируется насилием, принуждением, а потому необходимо государство.

Государство формируется на основании общественного договора и выражает единую волю, опирается на соглашение всех индивидов. Общая воля устанавливает государство и учреждает законодательство, в котором определяется равный масштаб свободы для каждого, а также границы государственного вмешательства в дела гражданского общества и индивида. Личность имеет приоритет перед государством и вправе расторгнуть любой договор, в том числе и в одностороннем порядке. Основным принципом организации государства является народный суверенитет: «народ и в действительности, и по праву есть высшая власть, над которой нет никакой иной и которая является источником всякой другой власти, будучи сама ответственна лишь перед богом». Отсюда - обоснование права народа и отдельной личности на революцию и изменение неугодного политического режима.

Для гарантированности прав и свобод в государстве Фихте предложил создать специальную постоянную контрольную и надзорную власть, избираемую народом, - эфорат. Эфоры наделялись правом приостанавливать исполнение решений исполнительной власти, если усматривали в них угрозу правопорядку.
Идеальной формой государства Фихте считал социальное правовое государство. Основной целью данного государства является всестороннее развитие и совершенствование человеческого рода, гарантированность прав и свобод. Основой данного государства является частная собственность, создаваемая личным трудом. Социальное правовое государство может существовать лишь в условиях вечного мира, основанного на мире и дружбе различных народов.

Доктрина Фихте выражала интересы немецкого бюргерства, его устремления к созданию централизованного государства и проведению буржуазных реформ, и отличалась некоторой противоречивостью, сочетанием либеральных и консервативных ценностей.

УДК 1(091)

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И.Г. ФИХТЕ

Исаев Андрей Анатольевич,

начальник кафедры социально-гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук, доцент Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа, Россия

andisaev@mail ru

Рассматривается вклад И.Г. Фихте в философско-правовое учение немецкой классической философии. Обосновывается, что проблема государственного общежития людей волновала немецкого философа на протяжении всей его творческой деятельности. Вместе с тем Фихте рассматривает вопрос о свободе человека как существа общественного. Делается вывод, что оценка роли Фихте в развитии учения о праве и государстве, позволяет считать его одной из важнейших фигур в мировой теоретико-правовой мысли.

Ключевые слова: Человек как общественное существо, равноправие людей в обществе, государство как социальный институт, необходимость принуждения в государстве, неравенство людей в обществе, проблема свободы человека в государстве, согласие человека с самим собой, межгосударственные отношения.

I.G.FICHTE"S PHILOSOPHIC - LEGAL VIEWS

candidate of philosophical sciences, associate professor

Ufa Institute of Law of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Ufa, Russia andisaev@mail. ru

This article considers I.G.Fichte"s contribution to the philosophic-legal doctrine of German classical philosophy. It also proves that the problem of the state existence of people excited the German philosopher during all his creative activity. At the same time Fichte considers a question on freedom of a person as a social being. The author concludes that the estimation of Fichte"s role in the development of state and law doctrine allows considering him to be one of the major figures in a world theoretic-legal thought.

Keywords: person as a social being; equality of people in a society; state as social institute; necessity of coercion in the state; an inequality ofpeople in a society; a problem offreedom of a person in a state; the consent of the person with himself; interstate relations.

Оценивая вклад немецкой классической философии в учение о праве и государстве, следует отметить, что наиболее признанными работами в этой области считают «Метафизику нравов» И. Канта и «Философию права» Г.В.Ф. Гегеля. Вклад И.Г. Фихте в философско-правовое учение о государстве порой оценивается как менее значительный, либо вообще его имя в обзоре данной проблематики не упоминается.

Во вступительной статье к изданию произведений классиков немецкой философии, посвященных философии права и проблемам свободы (в которое, кстати, не вошли произведения И.Г. Фихте), В.В. Шкода пишет: «Есть... объективные основания считать, что моральная и правовая философия была для немецких идеалистов важнейшим предметом. Сочинения, этому предмету посвященные, писались в конце жизни, как итог многолетней творческой деятельности. Кант опубликовал «Метафизику нравов» в 1797 году, за семь лет до смерти. Этой книгой завершалась длительная работа над этическими проблемами. «Философия права» Гегеля вышла в свет в 1821 году. Это было последнее из сочинений берлинского профессора, опубликован-

ных при его жизни» . Однако если обратиться к произведениям Фихте, то мы увидим, что уже в одной из первых своих работ «Очерки по исправлению суждений публики о французской революции» он обсуждает проблемы государственного устройства. Вот, что по этому поводу пишет известный отечественный исследователь немецкой классической философии А.В. Гулыга: ««Очерки...» были задуманы как обширное произведение в обоснование права народа на революцию. Написана была только первая его часть. Французская революция представляется Фихте важной для всего человечества.. В «Очерках.» Фихте не ставит под сомнение целесообразность государства как такового, речь идет лишь об улучшении государственного строя» .

При анализе некоторых произведений И.Г. Фихте («Несколько лекций о назначении ученого», «Назначение человека», «Замкнутое торговое государство» и др.) приходишь к мысли о том, что немецкий философ искренне «болел» проблемой государственного общежития людей, их общественного бытия. Мысли, которые он высказывает по данной проблеме, позволяют считать его одним из предшественников марксистского понимания идеального общественного устройства. Причем к такой оценке учения Фихте склоняются как сами представители марксистско-ленинской философии [См.: 3, с. 85], так и западные философы. Б. Рассел в своем труде «Мудрость Запада» пишет: «Политическое мышление Фихте предвосхищает марксистские представление о социалистической экономике с государственным контролем над производством и распределением продукта труда» . В другой работе «История западной философии» английский философ называет Фихте теоретиком германского национализма: «Фихте важен не как чистый философ, а как теоретический основоположник германского национализма в его «Речах к германской нации (1807-1808), в которых он стремился воодушевить немцев на сопротивление Напо-

леону после битвы под Иеной. «Я» как метафизическое понятие легко смешивалось с эмпирическим Фихте; поскольку «Я» был немцем, отсюда следовало, что немцы превосходили все другие нации. «Иметь характер и быть немцем, - говорит Фихте, - несомненно, означает одно и то же». На этой основе он разработал целую философию националистического тоталитаризма, которая имела очень большое влияние в Германии» .

Фихте безоговорочно утверждает, человек существо общественное и его предназначение - жить в обществе: «К основным стремлениям человека относится желание принять кроме себя разумные существа, ему подобные... Общественное стремление относится поэтому к основным стремлениям человека. Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный законченный человек, и противоречит самому себе, если он живет изолированно» . Он устанавливает и последнюю высшую цель общества, заключающуюся в полном согласии и единодушии со всеми возможными его членами. Правда по поводу этой цели он делает оговорку: «Но так как достижение этой цели, достижение назначения человека вообще предполагает достижение абсолютного совершенства, то это точно так же недостижимо, как и то недостижимо, пока человек не перестанет быть человеком и не станет богом. Полное согласие со всеми индивидуумами есть, следовательно, хотя и последняя цель, но не назначение человека в обществе» .

Большое внимание уделяет немецкий философ вопросу равноправия людей в обществе: «Каждый хочет жить возможно более приятно. И т.к. этого требует каждый, в качестве человека, и т.к. никто не является больше другого человеком, то в этом требовании все имеют одинаковое право» . Эта же мысль отражена в его идее правового государства: «Правовое государство является замкнутою совокупностью множества людей, подчиненных одним и тем же законам и одной и той же

принудительной власти. .Всякий кто не подчинен одним и тем же законам и принудительной власти, должен быть отстранен и от участия в этом общении» .

Объединение с другими людьми - это не только предназначение отдельного конкретного человека, это предназначение в целом человеческого рода: «Назначение человеческого рода? объединиться в одно тело, известное себе во всех своих частях и одинаково построенное» .

Соединить людей в общество способно только государство, поэтому Фихте придает особое значение этому социальному институту: «Только государство соединяет неопределенное количество людей в замкнутое целое, в общность; только оно может доискиваться у всех тех, кого оно принимает в свой союз; только через него, поэтому, устанавливается покоящаяся на праве собственность» . Мыслитель краток в определении предназначения государства: «.Назначением государства является предоставление каждому того, что ему принадлежит» . Характеризуя взгляды немецкого философа о государстве как союзе людей Г.Ф. Шершеневич в своей «Истории философии права» пишет: «Образование подобного союза, с рационалистической точки зрения, возможно только посредством договора. Государственный договор заключается каждым, как отдельным лицом, с государством как с целым. Цель его заключается как в определении границы свободы каждого, так и в учреждении принудительной власти» . По поводу необходимости принуждения для обеспечения существования права в человеческом общежитии выдающийся российский ученый-правовед чуть раньше пересказывает мысли Фихте: «Возможность между людьми правового отношения на почве естественного права обусловливается взаимной добросовестностью и доверием. Но ни то, ни другое не даны в самом праве, - они лежат в вне сферы естественного права. Каждый может требовать легальности, но не моральности в поведении другого. Но как толь-

ко добросовестность и доверие потеряны, правовое отношение становится невозможным. Единственный выход из этого положения - создать учреждение, которое придало бы праву непреодолимую силу и тем обеспечивало бы ее. Право для своего существования нуждается в принуждении» .

Однако, государство не вечно, оно необходимо лишь на определенном этапе развития человеческого общества. По этому поводу философ пишет: «Жизнь в государстве не принадлежит к абсолютным целям человека, что бы ни говорил об этом один очень большой человек (имеется в виду И. Кант - А.И.), но она есть средство, имеющее место лишь при определенных условиях, для основания совершенного общества. Государство, как и все человеческие установления, являющиеся голым средством, стремится к своему собственному уничтожению.» . Несмотря на то, что Фихте рассматривает государство как средство для создания совершенного общества, современное общество он считает этапом получеловечества, рабства, неравенства. Оправдания этому неравенству нет и не может быть [См.: 10, с. 315]. Рост неравенства в конце концов приведет, по мнению философа, к созданию, как он его называет, «единственно истинного государства»: «.Возникновение правового строя

Во взглядах выдающегося философа и общественного деятеля Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814) двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргерства сказались гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта.

Общетеоретические взгляды Фихте на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологическая, философская основа данных взглядов. Фихте- убежденный субъективный идеалист, для к????ого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах существует исключительно как сфера проявления???боды человеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной действительности.

И по Фихте, право выводится из «чистых форм разума». Внешние факторы не имеют отношения к природе права. Необходимость в нем диктует самосознание, так как только наличие права создает условия для того, ???бы самосознание себя выявило. При этом право базируется не на индивидуальной воле. Конституируется оно на базе взаимного признания индивидами личной???боды каждого из них. «Понятие права, - разъясняет Фихте, - есть понятие отношения между разумными существами. Стоит заметить, что оно существует исключительно при том условии, когда такие существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу...»

Чтобы гарантировать???боду отдельного человека и совместить с ней???боду всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юридический закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-???бодных существ, а не из нравственного закона. Право функционирует независимо от морали, регулируя исключительно область действий и поступков человека.

Фихте считал, что правовые отношения, а следовательно???бода индивидов, не застрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовые отношения, ???боду надлежит защищать принуждением. Других средств нет. Потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. Принудительной силой в государстве не может являться индивидуальная воля. Ею может быть исключительно единая коллективная воля, для образования к????ой надо согласие всех, необходим??????????ующий договор. И люди заключают такой гражданско-государственный договор. Благодаря ему и устанавливается государственность. Общая воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния государства. Так, демократ Фихте стремился пресечь произвол абсолютистско-полицейской власти над???ими подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину, утвердить политические права и???боды личности.

Не скрывая симпатий к республике, Фихте отмечал, что отличительной чертой всякого разумного, согласованного с требованиями права государства (независимо от его формы) должна быть ответственность лиц, осуществляющих управление, перед обществом. В случае если такой ответственности нет, государственный строй вырождается в деспотию. Чтобы народный суверенитет не остался пустой фразой и правительство строго подчинялось закону, Фихте предлагает учредить эфорат - постоянную контрольную, надзирающую власть, представители к????ой - эфоры- избираются самим народом. Эфоры могут приостанавливать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят в них угрозу правопорядку. Окончательную оценку действиям правительства дает народ. Позднее, в 1812 г., Фихте признал идею создания эфората нереалистичной.

Фихте убежденно отстаивал идею верховенства народа: «...народ и в действительности, и по праву есть высшая власть, над к????ой нет никакой иной и к????ая будет источником всякой другой власти, будучи сама ответственна исключительно перед Богом». Отсюда категорический вывод о безусловном праве народа на любое изменение неугодного ему государственного строя, о праве народа в целом на революцию.

Правда, примерно с 1800 г. Фихте отходит от столь радикальных позиций и начинает все больше уповать на реформы сверху. Важно заметить, что однако, при всем этом убежденность в острой необходимости либерализации политического режима, отмены сословных привилегий, установления твердой законности, горячее сочувствие народным массам никогда не оставляли Фихте. До последних дней он был предан гуманистической идеологии Просвещения, оставался сторонником буржуазно-демократических преобразований.

В работе «Замкнутое торговое государство» (1800), написанной под впечатлением теорий французских социалистов-утопистов, Фихте рисует картину идеального государства, в основе к????ого лежат разум и истинная???бода и к????ое гарантирует благоденствие каждого индивида. Мечтая о таком государстве, построенном в интересах обездоленных масс на базе организованного труда, Фихте резко критикует общественные отношения в Германии и выставляет???и известные тезисы о правах человека на обеспечение существования и на труд. «Замкнутое торговое государство» зиждется на частной собственности, создаваемой личным трудом. Государство дает максимум возможного для развития и подъема производительных сил. Стоит заметить, что оно детально регулирует производство и распределение, сохраняя при???м старую цеховую структуру ремесел и делая главный упор на сельское хозяйство. Население разбито на три сословия: земледельческое, промышленное, купеческое. Исключая выше сказанное, имеется категория лиц, занятых в сфере культуры и политики. Свобода промысла и выбора профессии запрещена. Жестко регламентируется быт. С позиции экономической государство стремится превратить страну в «самодостаточный», «самообеспечивающийся» организм.

Фихте видел в государстве не самоцель, а исключительно орудие достижения идеального строя, в к????ом люди, вооруженные наукой и максимально использующие машинную технику, решают практические, земные задачи без большой затраты времени и сил и имеют еще достаточно досуга для размышления о???ем духе и о сверхземном. По поводу назначения человека и судеб государства Фихте повествовал: «Жизнь в государстве не относится к абсолютной цели человека... при определенных обстоятельствах она есть исключительно наличное средство для основания совершенного общества. Государство, как и все человеческие установления, являющиеся голым средством, стремится к???ему собственному уничтожению: цель всякого правительства - сделать правительство излишним». Фихте, правда, полагал, что такое состояние наступит через мириады лет.

Когда в Германию вторглись войска Наполеона, Фихте стал призывать широкие массы к решительной борьбе против чужеземных захватчиков. Стоит заметить, что он старается в первую очередь разбудить национальное самосознание немцев, оскорбленное завоевателем; он апеллирует к их национальной гордости. В пылу патриотической агитации Фихте подчас высказывал мысли, к????ые вне их исторического контекста могут быть истолкованы как признание духовного и нравственного превосходства германской нации над остальными народами. Самому же Фихте- приверженцу идеи вечного мира- претил шовинизм и была ненавистна сумасбродная идея господства Германии над иными государствами, захвата и порабощения Германией других стран. Не случайно он, как и Кант, ратует за мир и справедливость в отношениях между государствами, за создание международной организации, к????ая бы поддерживала такие отношения.

Для Фихте характерно, что национальное возрождение???ей страны он тесно связывает с ее социальным обновлением: с созданием единого централизованного германского государства, к????ое должно наконец стать «национальным государством», с проведением серьезных внутренних преобразований на буржуазно-демократической основе. Главную роль в достижении???й цели Фихте отводит просвещению и воспитанию народа в духе любви к отчизне и???боде. Вот почему он чрезвычайно высоко оценивает труд интеллигенции, ученых как истинных наставников нации, способных двинуть ее по пути прогресса.