Охота на морских животных. Охота на моржей – чукотская традиция выживания

Арктика, как известно, место суровое. Тут нет деревьев и кустарников, а трав очень мало. Здесь не растут злаки, и поэтому невозможно прокормиться земледелием или собирательством, все ресурсы здесь очень труднодоступны. Все вокруг говорит о том, что человеку здесь не место. Единственная возможность выжить для коренных народов Арктики, в том числе для инуитов Гренландии и Канады — рыбалка и охота на морского зверя.

Охота — не просто часть жизни инуитов, она составляет основу их культуры и самосознания. Каждый мужчина здесь — охотник. Инуиты охотятся буквально на все, что попадает в их поле зрения — на тюленей, китов, белых медведей, оленей карибу овцебыков, птиц. Методы охоты инуитов очень интересны и во многом уникальны, а потому заслуживают отдельной статьи.

Кит — один из объектов летнего промысла инуитов.

Когда инуит убивает животное, он берет от него все, что можно взять: мясо на еду, жир на отопление и освещение, шкуру для изготовления одежды, жилища и каяка, желудок и кишечник в качестве непромокаемого материала, сухожилия как материал для веревок и так далее. Многие считают охоту неэтичной и осуждают охотников, особенно когда речь идет об охоте на редких и красивых животных. А как же быть с охотой ради выживания, когда нет другого пути? На мой взгляд, охота оправдана, если для людей это единственный способ выжить.

Так было раньше, и так происходит сегодня, но только в самых удаленных северных поселениях инуитов.

Однако склад жизни большинства жителей Гренландии и северной Канады сильно изменился под влиянием западной культуры. Дания и Канада платят им пособие, и охота перестала быть жизненно необходимой. В результате доступности технологий (моторные лодки и огнестрельное оружие), берега Гренландии, некогда столь богатые зверем, практически опустели.


Посмотрите на этот постер, который я купил а Гренландии. Здесь изображены киты, которых можно встретить в Гренландии. Это практически все виды китов, обитающие к северу от экватора. Правда ли, что здесь обитает столько видов? Правда. Здесь по-прежнему можно встретить китов, но во-первых их не много, а во-вторых ни один кит не подпустит к себе лодку, потому что для него звук мотора — это звук приближающейся смерти. Киты сделают все, чтобы держаться на расстоянии от лодки. И это крупные киты, а что уж говорить о нарвалах, славящихся своей скрытностью. Мы не встретили ни одного тюленя или оленя карибу, хотя казалось бы, их-то здесь должно быть навалом. Зато чего здесь действительно хватает, так это магазинов, где продают когти медведей, рога нарвалов, фигурки из кости и множество других миленьких сувениров.

Вот, например, зуб косатки.

Чем стала охота для большинства инуитов в наши дни? Возможностью убить животное, чтобы продать туристам фигурку из рога нарвала или игрушечного тюленя, покрытого настоящим тюленьим мехом? Продолжает ли охота быть основой культуры этого народа, или стала лишь дополнительным источником заработка? Правильно ли считать охоту на нарвалов с винтовками традиционной? У меня нет ответов, потому что я не считаю, что достаточно знаком с этим народом. А что думаете вы?
На этом кадре изображен холл нашего отеля в Тасиилаке. Палка на стене справа от шкуры — рог нарвала.


Тюленей промышляли индивидуально, а охота на моржа и, особенно, на кита производилась коллективно. Моржа промышляли главным образом весной и летом (с начала мая до октября). На промысел выезжали на байдаре. На носу байдары находились один или два гарпунщика, посредине-5 или 6 гребцов, на корме- «байдарный хозяин» (владелец байдары). Обнаружив плывущих среди льдов моржей, охотники догоняли их, и гарпунщики бросали в них гарпуны. Поплавок из шкуры тюленя, снятой «чулком» и надутой воздухом (буек), привязанный к ремню гарпуна, затруднял движения раненого моржа, стремившегося спастись бегством, а также не давал затонуть убитому зверю и указывал его местонахождение. Обессилевшего моржа добивали копьем, буксировали к ближайшей проной льдине и там свежевали.

В охоте на кита участвовало несколько байдар. Осторожно на веслах приблизившись к киту, охотники бросали в него гарпуны, более длинные, чем моржовые, и снабженные 2-3 парами поплавков. Добивали обессиленного кита специальным длинным копьем и буксировали к берегу.

Во второй половине XIX в. широко распространилось огнестрельное оружие (нарезные магазинные и специальные китобойные ружья); применение его привело к исчезновению одних из описанных способов охоты и к упрощению других. Зимой и весной стали убивать тюленя у продуха из винтовки. Во время весенней охоты отпала необходимость подползать близко к дремлющему тюленю, а в связи с этим исчезла и маскировка всеми ее принадлежностями (специальной одеждой и скребками). Иногда охотились прямо с нарты. Почуя зверя, упряжка собак так быстро мчалась, что тюлень не успевал уйти под лед, и охотник, соскочив с нарты, стрелял в него. Выезжая на собаках к кромке льда, охотники брали на нарту маленькую байдару. Убитого из винтовки тюленя вытаскивали выброской - особым приспособлением с крючками на длинном ремне.

Эта древняя земля, кажется, дышит самой вечностью. Весь облик Чукотки пронизан ясностью, прямотой и обнаженностью. И в третьем тысячелетии здесь можно видеть тот же пейзаж, что когда-то предстал глазам русских первопроходцев: убедительно простые очертания побережий и гор, словно вырезанные резцом прямые долины, россыпи озер и чистейшие реки, вливающиеся в студеные моря.

24. А знаете ли вы, как тепло даже в самую лютую стужу в яранге? А доводилось ли вам ездить на собачьих и оленьих упряжках? А представляете ли вы, как охотятся на моржа и как вкусна выловленная своими руками корюшка?

26. Фото: Александр Пилявье.32. Фото: Амгуэма.

Чукотка - удивительная земля, сумевшая сохранить жизнь и способность к расцвету в суровых полярных условиях. За короткое северное лето, в условиях вечной мерзлоты здесь каждый год происходит чудо - настоящее буйство возрождения природы, покоряющее человека своей уникальной красотой. Гомон птичьих базаров, пронзительная синева сливающихся с небом лиманов, яркие краски тундры, напоминающей пестрый ковер…

Продукция морского зверобойного промысла для приморских чукчей имела громадное значение. Мясо убитых животных составляло основу их питания. Оно же шло на корм ездовым собакам. Шкуры нерп использовались для пошивки летней одежды и обуви; шкуры моржей употреб­лялись при устройстве яранги (летняя покрышка, подстилка на полу), на обтяжку байдар и т. д.; из шкур лахтака делали подошвы и ремни раз­ной ширины и толщины для хозяйственных и промысловых надобностей. Собачья упряжь целиком изготовлялась из шкур морских животных. Мор­жовый клык шел на мелкие поделки, кости кита - на подполозья для нарт и т. д. Таким образом, благосостояние приморского населения все­цело зависело от удачной охоты на морских животных.

Добытых китов команда китобойца не разделывала, а доставляла туши в береговые поселки целиком. Поэтому и необходимый для научных исследований материал экспедиция могла брать только на берегу, где этих китов разделывали. Так мы оказались в эскимосском поселке Сиреники. Этот поселок знаменит по всей Чукотке тем, что местные охотники на "морского зверя" (таким названием на Чукотке обозначают моржей, а также тюленей нескольких видов), или, как там говорят, "морзверобои" до сих пор выходят на промысел не на вельботах с деревянным корпусом, как жители остальных прибрежных Чукотских поселков, а на сделанных собственными руками традиционных байдарах, обтянутых кожей моржа. Нам удалось несколько раз выйти с промысловыми бригадами охотиться на моржей, и мне хочется рассказать об этом подробнее.

Я не охотник и не отношусь к поклонникам так называемой "спортивной" охоты. Что бы ни говорили сторонники этого занятия, как бы ни оправдывали свою страсть возможностями "общаться" с природой, которые им дает охота, конечным результатом любой охоты было, остается и всегда будет убийство животного, а так называемая "охотничья страсть" часто на поверку оказывается ни чем иным, как не режущим ухо обозначением удовольствия убить. Конечно, работа зоолога временами связана с необходимостью браться за ружье. Но сбор научных коллекций или добывание нужного для анатомических исследований материала - это, так сказать, "производственная необходимость", и зоолог должен, по моему мнению, так и относиться к неизбежному в некоторых случаях отстрелу. Но я убежден, что охота ради удовольствия вступает во все большее противоречие с современными идеями охраны природы, тем более, что постоянное совершенствование оружия оставляет животным все меньше и меньше шансов на спасение и делает охоту все менее "спортивной".

Иное дело - промысловая охота. Большинство из нас ест мясо и носит меховую одежду, и мы понимаем, что ни то, ни другое не выращивается на грядках. Охотничий промысел до сих пор дает некоторые необходимые нам продукты, и если он организован на строго научной основе, то может вестись без ущерба для популяций диких животных. А тот промысел, о котором мне хочется рассказать, был связан к тому же с самой древней и потому экзотической из всех охот, которые мне когда-либо пришлось видеть.

И еще одно обстоятельство примиряет меня с "морзверобойным" промыслом у берегов Чукотки. Дело в том, что этот промысел - не просто древнейшее и традиционное занятие местного населения, сохранившее свое значение и в наше время. Промысел морского зверя для эскимосов и чукчей, населяющих побережья,- это, по сути дела своеобразная возможность сохранения их национального самосознания, позволяющего в какой-то степени противостоять процессам "европеизации", охватившей сейчас не только национальные окраины нашей страны, но и весь мир. Поймите меня правильно: я, конечно, ни в коей мере не приветствовал бы любые формы национальной самоизоляции малочисленных народностей, любые их попытки оградить свой быт от достижений современной цивилизации. Но, с другой стороны, отказ от своих древних традиций неизбежно приводит, если не к полной деградации национальной культуры, то к явственному ее обеднению. Впрочем, все это - азбучные истины, выходящие к тому же за рамки этой книги. Но все же не могу не высказать опасения, что если промысел морского зверя у берегов Чукотки когда-либо прекратится, то это обернется огромными потерями для культуры и морального состояния местного населения.

Тут надо сказать несколько слов о снаряжении охотников, прежде всего о самой байдаре. Ее каркас делают из деревянных жердей, связанных ремнями из кожи моржа; из этой же кожи готовят обшивку корпуса. На изготовление обшивки одной байдары идут шкуры двух взрослых самок - именно самок, поскольку шкура взрослых самцов, покрытая многочисленными буграми ("шишками"), для этих целей непригодна. Самое сложное при подготовке шкуры состоит в том, что ее надо распластать на два слоя, или, как называют это эскимосы, "расколоть" ее. Иначе для одной байдары потребовались бы шкуры четырех моржей, а это делало бы ее слишком тяжелой и громоздкой. Мастеров, способных "раскалывать" шкуры, осталось сейчас немного, и поэтому их труд и квалификация ценятся особо. Длина байдары около 10 м; деревянный каркас, связанный ремнями, и кожаная обшивка корпуса обеспечивают легкость и некоторую эластичность ее конструкции, что очень важно во время плавания при сильном волнении и выгодно отличает байдару от более "жестких" и тяжелых вельботов с деревянной обшивкой.

В прежние времена охотники выходили в море под парусом и на веслах, теперь же на байдарах, как и на вельботах, устанавливают мощные подвесные моторы. Для отстрела моржей охотники используют карабины, как современные автоматические и полуавтоматические, так и более старой конструкции, сделанные на основе знаменитой "мосинской" винтовки, хотя последние постепенно выходят из употребления.

Помимо огнестрельного оружия необходимым элементом снаряжения охотников остаются гарпуны - знаменитые "поворотные" гарпуны, применяемые на морской охоте с древнейших времен. Сейчас используются гарпуны с металлическими наконечниками, раньше эти наконечники делали из моржовых клыков, и в их изготовлении эскимосы достигли высочайшего уровня не только функционального, но и художественного совершенства.


Назначение этих гарпунов не в том, чтобы убивать моржей, для этого служат карабины. Гарпунят зверей со следующей целью: при помощи наконечников, поворачивающихся при попадании в тело животного и закрепляющихся там, наподобие якоря в морском дне, к их тушам прицепляют поплавки, а последнее необходимо потому, что убитый "на плаву" морж тут же тонет. О поплавках тоже надо сказать особо. Традиционные поплавки - так называемые "пых-пыхи" - делаются из целых нерпичьих шкурок, надутых воздухом; но сейчас охотники вместо "пых-пыхов" стали все чаще использовать пластиковые поплавки от рыболовных сетей. И еще один предмет всегда находится на байдаре - кусок пластины китового уса (обязательно гренладского кита!), насаженный на специальную ручку. Назначение этого предмета поначалу было мне совершенно непонятно, и ясным оно стало только во время самой охоты; но об этом потом.

Экипаж байдары включает не менее 5 человек. На носу находятся 2 стрелка, они же гарпунеры. На корме сидит рулевой, у мотора - моторист; кроме того, в бригаде всегда имеются еще 1-2 человека (матросы), выполняющие различную работу, необходимость которой периодически возникает по ходу охоты. Все снаряжение перед выходом в море аккуратно укладывается таким образом, чтобы всегда было под рукой, чтобы ничего не надо было при возникшей необходимости искать. И поскольку бригада выходит в море на целый день (и к тому же могут возникнуть всякие непредвиденные обстоятельства), охотники всегда берут с собой примус, чайник, посуду, запас продуктов и пресной воды.


Во время нашего пребывания в Сирениках там были 4 укомплектованные байдары, и если море было достаточно спокойно, соответственно 4 бригады охотников каждое утро выходили на промысел. В августе в районе Сиреников в море постоянно встречались небольшие группы моржей охотники не уходили далеко от берега в открытое море. Поселок находится непосредственно на берегу моря, бухты или лагуны там нет, и, отойдя от "причала" (который никак специально не оборудован), бригады обычно шли вдоль берега на небольшом расстоянии друг от друга на запад, и расположившиеся на носу каждой байдары стрелки начинали сразу же высматривать в море моржей. Сначала все идет спокойно. Каждый находится на своем месте и занят своим делом; осадка у байдары неглубокая, и скорость ее движения достаточно большая. Но вот раздаются крики: "Айвок, айвок! (моржи, моржи!)",- и все приходит в движение. Моторист дает максимальные обороты, стрелки хватают карабины и открывают беспорядочную, на первый взгляд, стрельбу, а рулевой (или один из матросов) хватает пластину китового уса, о которой я уже говорил, и начинает с силой шлепать ею по воде. Все это, а особенно последнее действие, показалось мне сначала совершенно непонятным, бессмысленным; стрельба в первый момент идет явно неприцельная, охотники не стараются попасть в моржей, а зачем нужно шлепать по воде китовым усом, догадаться и вовсе невозможно.

Но все имеет определенный, и, надо сказать, глубокий смысл. Стреляют по воде для того, чтобы испугать моржей, оглушить их, заставить потерять ориентировку, что дает возможность быстро приблизиться к ним на расстояние броска гарпуна. А шлепанье по воде - попытка управлять поведением моржей, основанная на точном знании их повадок. Дело в том, что плывущие в море моржи боятся косаток, а последние обычно нападают на плывущую жертву снизу, из глубины. Уходя же для такого нападения на глубину, косатки, как и все киты, заныривают под большим углом к поверхности воды, и хвостовой плавник при таком погружении шлепает по воде, издавая резкий звук. Так вот, шлепки по воде китовым усом имитируют шлепки хвостов косаток в расчете на то, что моржи, услышав этот звук, испугаются, остановятся и начнут всматриваться в глубину моря, стараясь вовремя увидеть нападающих на них косаток. А такое поведение моржей, в свою очередь, позволило бы охотникам быстро приблизиться к ним. И действительно, в некоторых случаях все происходит именно так, как я описал, но не всегда.

Когда байдара приближается к моржам на расстояние броска гарпуна (менее 10 метров), наступает самый ответственный момент охоты. Стрелки кладут свои карабины и берут гарпуны, которые длинным, смотанным заранее линем соединены с "пых-пыхами". Тут надо сказать еще об одной особенности конструкции гарпунов: прочного соединения наконечников с древками нет, наконечники просто вставлены в соответствующие отверстия на древках и не закреплены там, а линь привязан не к древку гарпуна, а именно к наконечнику. И когда брошенный гарпун попадает в моржа, древко отскакивает, а наконечник, соединенный при помощи линя с "пых-пыхом", заякоривается на теле зверя. Таким образом, охотники стараются прицепить к одному моржу 3-4 поплавка. Но после того, как к моржу прицеплены "пых-пыхи", необходимо еще одно "промежуточное" действие. Загарпунив моржа, стрелки не торопились браться за карабины: прежде всего они должны выловить из воды все древки, отскочившие после попадания гарпунов в цель. Действительно, дерево, из которого изготавливают древки,- самый дефицитный на Чукотке материал, деревья ведь здесь не растут, и допустить потерю гарпунов охотники не могут ни в коем случае.

Но вот все древки выловлены, и охота вступает в завершающую стадию. Стрелки берут карабины, и в течение нескольких секунд все бывает кончено. Эскимосы - великолепные стрелки, стреляют, как правило, без промаха, стараясь попасть в голову у основания черепа, и, чтобы убить моржа, им редко приходится делать больше 2-3 выстрелов. И последнее, что нужно сделать - пришвартовать убитого зверя к борту байдары. Для этого в заднем ласте и нижней губе делаются разрезы, за которые прочными ремнями тушу привязывают к борту. С одной пришвартованной тушей байдара идет достаточно быстро. Но с двумя тушами охотиться уже нельзя, и надо возвращаться в поселок.

Все описанное происходит, как правило, быстро, охотники действуют хорошо отработанными движениями, обмениваясь при этом веселыми репликами, которые я, к сожалению, не понимал, поскольку между собой эскимосы объясняются на своем родном языке, а о присутствии постороннего они в момент охоты, естественно, забывают. Несмотря на кажущуюся суматоху, все действуют предельно четко, каждый знает свое дело и не вмешивается в действия других. Никаких конфликтов (а тем более ссор) между отдельными охотниками я не видел ни разу; ни разу не стал я свидетелем и каких-либо упреков в чей-то адрес за неудачные действия, например, за промахи при стрельбе или метании гарпуна.

Хочу сказать и об одной забавной истории в моих отношениях с эскимосами. Как я говорил, охотники всегда брали с собой запас еды, и, конечно, это в основном были их традиционные продукты питания: куски сырого китового жира, полусваренные мясо и внутренние органы моржа, морская капуста и тому подобное. Во время обедов мне сначала ничего не предлагали, хотя вообще эскимосам свойственны гостеприимство и взаимная вежливость. Однако в данном случае оказалось, что их поведение основывалось именно на вежливости ко мне - они были искренне уверены, что я побрезгую их необычной для европейца едой и не хотели доставить мне какую-либо неприятность или чем-то обидеть меня. И они были очень удивлены, когда я как-то раз присоединился к их трапезе, и в дальнейшем уже всякий раз предлагали мне перекусить вместе с ними (истины ради должен признаться, что попробовать сырой китовый жир и не-сваренное мясо каких-то моллюсков я все же не решился...).

Нельзя не отметить и искусство охотников разделывать туши убитых моржей. Моржи - крупные звери, шкура их необычайно прочна, под кожей всегда имеется толстая прослойка жира, и разделка такой добычи - дело непростое. Но и здесь охотники действуют предельно четко и уверенно и затрачивают не очень много времени. Словом, и в самой охоте, и при разделке добычи в действиях профессиональных "морзверобоев" постоянно чувствуется высочайший профессионализм.


Чукотскому народу, столь долго существовавшему в изоляции от континента, волей или неволей удалось сохранить собственную этнокультурную оригинальность, невзирая на все прелести и соблазны цивилизации, до самого XXI века. Эти мясоеды всем западным деликатесам до сих пор предпочитают плоть морских обитателей, будь то рыба или морж.

Из-за того, что в XVIII-XIX веках популяция моржей сильно сократилась, в СССР еще в 1956 году был введен запрет на коммерческий промысел этих животных, который действует и по сей день. Однако жители Чукотки наделены исключительным правом добывать моржей ради удовлетворения своих традиционных, жизненно необходимых потребностей, а так же для поддержания традиционного уклада жизни. Таким же правом обладает коренное население Дании (Гренландия), Канады и США (Аляска).

Столица моржового промысла

Поддержание традиционного уклада жизни для чукчей - это, конечно, святое дело, и без охоты на моржа в некоторых районах округа народу просто не выжить. Например, в селе Лорино, где действует одноименная территориально-соседская община по добыче моржей, современном чукотском населенном пункте, расположенном на территории бывшего эскимосского поселения Нукак.

Село находится на берегу Мечигменской губы в Чукотском море. Ближайший населенный пункт - райцентр, поселок Лаврентия, связанный с Лорино автомобильной дорогой протяженностью 40 километров. В поселке Лаврентия есть небольшой аэродром и единственный самолет, летающий раз в неделю в Анадырь, а иначе в столицу Чукотки из Лорино не попасть. Расстояние до Анадыря составляет около 500 километров.

В Лорино проживает около 1,5 тысячи человек, из которых 80% относятся к коренному населению полуострова.

В селе есть целых три магазина, один государственный и два частных, но ассортимент на прилавках угнетает своей скудностью - один-два сорта колбасы и сыра, да еще консервы. Хлеб выпекают в местной пекарне. Из-за сложности доставки цены на продукты очень высокие. В подобных условиях хочешь-не хочешь, а возьмешься за гарпун или ружье.

Как добыть и где хранить

Моржи приходят в район Мечигменской губы в середине июня, они мигрируют большими стадами с востока от Берингова пролива на запад. Примерно тогда же начинается сезон охоты, который длится до середины осени. Добыча этих морских великанов строго лимитирована, в 2011 году эта квота составляет 500 голов в целом, при этом, каждому поселку выделяется и собственная квота. Лимит на отлов или отстрел выставляется и на китов, а вот тюленей и птицу на Чукотке можно добывать без ограничений.

На промысел в море добытчики обычно выходят на одной или двух лодках. Сначала они наблюдают в ожидании, когда одно из животных появится на поверхности, чтобы набрать в легкие воздуха. Тогда чукчи подплывают к тому месту на возможно близкое расстояние, чтобы один из охотников смог метнуть в моржа гарпун. Это очень важная, можно сказать «знаковая» часть охоты, так как к гарпуну прикреплены веревка и поплавок - пластиковый цветной шар заполненный воздухом. Оставаясь на поверхности, поплавок позволяет отслеживать перемещения животного под водой в ожидании, когда оно вновь появится в поле зрения стрелков.

Далее следует непосредственно отстрел. Чукчи, как истинные охотники, стараются убить моржа первой же пулей. Представители данного народа достаточно философски относятся к окружающей их природе и к животным, которых им приходится убивать. Они не просят прощения у богов за невинно загубленные души, но и не проявляют необоснованной жестокости при промысле.

Убитого моржа закрепляют веревкой и буксируют к месту разделки. Прямо оттуда, во время свежевания, местные жители могут забрать себе домой необходимое количество мяса, которое убирают в ледник - естественный холодильник, выкопанный в земле коридор с нишами. Туша взрослого животного, которая может весить порядка тонны, разделывается на отдельные куски по 80-90 килограммов и зашивается в шкуры, где начинается своеобразный ферментативный процесс. Такие тюки называются копальгыны, чтобы прокормить стандартную семью и упряжку собак в течение полярной зимы нужно запасти семь-восемь копальгынов, лишних запасов эти северные кочевники, как правило, не делают. Специи чукчи практически не используют, а предпочитают употреблять мясо или рыбу «с душком».

Безотходное производство

Морской зверобойный промысел на Чукотке - основная хозяйствования деятельность жителей прибрежных сел, обеспечивающая традиционный образ жизни и сохранение национальной культуры коренных народов Севера. Мясо и сало морских животных богато незаменимыми аминокислотами и является неотъемлемой составной частью питательного рациона аборигенов, основой для поддержания иммунитета и выработки витамина Д. Но чукчи традиционно используют все части добытых моржей. Бивни морского великана - прекрасное сырье для резных изделий, жир применяют для обогрева и освещения. Прочная шкура подходит в качестве сырья при изготовлении веревок и для утепления жилищ, а также для обшивки лодок - традиционных чукотских байдар, а из кишечника и желудка делают водонепроницаемые накидки.

Трофейная продукция распределяется среди местных жителей совершенно бесплатно и используется только для личного потребления - эти положения оговорены в правилах Международной китобойной комиссии и в законодательстве Российской Федерации.

Ирина Нехорошкина

Чукчи – внутренние р-ны Чукотского п-ва, север Якутии и Камчатки.Коряки – южные соседи чукчей.Ительмены – западная сторона Чукотского п-ва.

Антропологическая характеристика: арктическая малая раса северных монголоидов . Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи,эскимосы,коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирскиммонголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокоепереносье, менее плоское лицо, более тёмная пигментация, выступающие губы. По этим признакам антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами. Языковая принадлежность: языки чукотско-камчатской группы.

Чукчи. Охота на морского зверя: зимой и весной - на нерпу и тюленя, летом и осенью - на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. Наморжаохотились группами по несколькобайдар (деревянный каркас, обтянутый шкурой моржа). Традиционное охотничье оружие -гарпунс поплавком, копьё, ремённая сеть, со второй половины XIX века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились.Орудия - костяные лопаты, мотыги, свёрла, костяные и каменные стрелы, наконечники копий, сложный лук американского типа, пращи из костяшек, панцири из кожи и железных пластинок, каменные молотки, скрёбла, ножи, первобытный снаряд для добывания огня посредством трения, примитивные лампы в виде круглого плоского сосуда из мягкого камня, наполняемого тюленьим жиром, и т. д. Лёгкие санки, приспособленные для сидения на них верхом. Всанкизапрягаются или пара оленей (у оленных чукчей), или собаки, по американскому образцу (у приморских чукчей). Сейчас есть металлические орудия, огнестрельное оружие, металлическая посуда.Пища: отварное мясо (оленье, тюленье, китовое), также употребляли в пищу листья и кору полярной ивы (емрат), морскую капусту, щавель, моллюски и ягоды. Помимо традиционного мяса в пищу шлакровь и внутренности животных . Широкое распространение имело сыро-мороженное мясо. В отличие от тунгусов и юкагиров, чукчи практически не ели рыбу. Напиток - отвары из трав типа чая.Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло (ахахахах воняло) - полупереварившийся мох, извлечённый из большого оленьего желудка; из моняла приготовляют различные консервы и свежие блюда. Полужидкая похлёбка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса ещё очень недавно была самым распространенным видом горячей пищи.Жилище: яранга - большойшатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша.Огнище - посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьёт и спит, состоит из небольшой четырёхугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой её обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нём донага.Одежда: обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки. Летней верхней одеждой служатбалахоны из оленьей замши или из пёстрых покупных материй, а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками.Костюм грудного ребёнка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног. Вместо пелёнок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка.

Прически женщин состоят из заплетенных по обе стороны головы кос, украшенных бусами и пуговицами.Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей .Социальная организация : Род чукчей объединяется общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами.Брак преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический (2-3 жены) ; среди определённого круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование женами; обычен такжелевират (вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь с его братьями.). Калыма не существует.Целомудрие для девушки не играет роли. Религия: амулеты (подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами). Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака - тотема.Анимизм, обожествление явлений природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.), животных (медведя, ворону), звёзды, солнце и луну, верят в злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть, имеют целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний - рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир, родоначальнику чукчей и т.д.) и множество нерегулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения и т. д.). Каждая семья имеет свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня, связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не есть достояние одних специалистов-шаманов. Христианизированы.Культура: У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон Куркыль,культурный герой. Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят?», «Бог и мальчик». Танцы с бубном.

Коряки. Из традиционных домашних промыслов известныобработка дерева, кости, металла, камня, плетение, выделка шкур. В древности корякам было известно гончарство . Дерево употреблялось для изготовления оленьих и собачьих нарт, лодок, копий, утвари, древков копий и гарпунов, челноков для плетения сетей. Из кости и рога оленя и горного барана коряки делали утварь, ножи для разделки рыбы, кирки, развязыватели узлов, колки и наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчёсывания травы. Каменные топоры, наконечники копий использовались ещё в начале XX века, а скребки для выделки шкур используют и поныне. В настоящее время традиционные отрасли: оленеводство и рыболовство определяют хозяйственную направленность корякского автономного округа. Основной экономической единицей всех групп коряков в XIX - начале XX вв. былабольшая патриархальная семья. Известно многожёнство , хотя в конце XIX века оно не имело широкого распространения.Браки заключались внутри одной локальной группы . Брачная система коряков исключала двоюродных кузенов, при патрилокальном браке существовала отработка за жену. Соблюдался обычайлевирата и сорората . Существовалострогое половое разделение труда .

У оседлых коряков преобладала полуземлянка с воронкообразным сооружением на крыше и стенами из деревянных плах. В центре жилища - очаг .Входили в землянку зимой через дымовое отверстие. С середины XVIII века стали появляться срубные жилища. Традиционная зимняя одежда состояла из меховойрубахи-кухлянки, штанов, капора и обуви .Зимняя одежда двойная: нижняя - мехом к телу, верхняя - мехом наружу . Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в длину достигали щиколоток.Мужская зимняя обувь с длинным и коротким голенищем шилась из оленьих камусов мехом наружу. Подошвы обычно делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывалимеховые чулки-чижи . В дорогу поверх кухлянки надевали камлейку - широкую рубаху из ровдуги или материи. В комплект женской зимней одежды входили также комбинезон (керкер), меховая рубаха (гагагля), капюшон которой заменял головной убор. Летняя одежда коряков имела тот же покрой, что и зимняя, но из ровдуги, оленьих шкур со стриженым мехом, собачьих шкур, покупных тканей.

Рыба, мясо и жир морских животных составляли основную пищу оседлых коряков . Большая часть рыбы потреблялась в виде юколы, исключительно лососёвой. Мясо морских животных варили или замораживали. Повсеместно употреблялисьпродукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи . В качестве возбуждающего и опьяняющего средства использовался мухомор. С конца XIX века всё большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар, табак.

Народное декоративно-прикладное искусство коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (женское занятие) и изготовлением изделий из камня, кости, дерева и металла (мужское ). На подолы кухлянок нашивались меховые мозаичные полосы в виде широкой каймы (опуван).Орнамент преимущественно геометрический, реже - растительный . Часто вышиваются реалистические фигурки зверей, сценки из их жизни.Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и животных, изготавливались костяные серьги, ожерелья, табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и рисунками . Традиционное мировоззрение связано санимизмом . Корякиодушевляли весь окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила . Распространенопоклонение священным местам - аппапелям (сопкам, мысам, утёсам) . Практикуются жертвоприношения собак и оленей. Бытуют культовые предметы - аняпели (особые камни для гадания, священные доски в виде антропоморфных фигурок для добывания огня трением, амулеты, символизирующие тотемистических предков, и пр.). Существовалпрофессиональный и семейный шаманизм .Традиционные праздники - сезонные : весной праздник рогов - кильвей, осенью праздник забоя оленей у оленеводов. У приморских охотников перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона (в ноябре) праздник нерпы - хололо (ололо). Существовали праздники «первой рыбы», «первой нерпы». И у береговых, и у оленных коряков устраивалисьособые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя , барана и пр. с обрядовыми плясками, представляющими натуралистические подражания движениям животных и птиц: тюленей, медведей, оленей, воронов. На праздниках устраивались игры и соревнования (борьба, состязания в беге, гонки на оленях или на собаках, подбрасывание на шкуре лахтака). В последние десятилетия развивается профессиональная культура, главным образом в области хореографического (национальный танцевальный ансамбль «Мэнго») и изобразительного искусства.

Ительмены. Рыболовство морское и речное. Вреках промышляли рыбулососёвых пород . Вморе промышляли навагу (на льду), корюшку , мойву .Орудия рыболовства в основном пассивные - запоры, ставные сети, невода, применялись плавные сети. Заготавливали впрок - вялили, квасили, солили. Объектыморского зверобойного промысла - тюлени . Практиковалась охота на лежбищах и в прибрежной зоне загоном в сети. Продукция зверобойного промысла использовалась в пищу (мясо, жир) и как кормездовым собакам. Шкуры шли на изготовление одежды и предметов домашнего обихода. Сухопутная охота имела подспорное значение. Из крупных животных добывали камчатскогобурого медведяигорных баранов, мясо которых использовалось в пищу. Объектами пушного промысла являлисьсоболь,лисица,песеци т.д. Собирательство. Религия – анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм (женщины).Фольклор – сказания о вороне Кутхе .