Первым из русских берегов тихого океана достиг. Выход русских на тихий океан

Стр. 88

Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осуществленные в XVII в.?

Для будущего России походы русских путешественников и землепроходцев, осуществленные в XVII в., имели большое значение. Расширялась территория государства, присоединенные земли были богаты полезными ископаемыми, населявшие народы обогащали культуру народов России, шло взаимное развитие этих народов. Построенные первопроходцами крепости-остроги, превращались в города.

Стр. 89

Что такое острог?

1. Остро́г - фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 - 6 метров.

Изначально острогом называлась сама ограда из острых кольев и плетня, устраиваемая во время осады неприятельских городов, на Руси.

Начиная с XIII века, острог состоял из бревенчатого тына (ряда кольев) и так называемых тарас, то есть бревенчатых венцов. Бревенчатая ограда острога помещалась на плоской местности или на вершине небольшого земляного вала и была окружена с наружной стороны рвом. Острог чаще всего имел четырёхугольную форму. По углам четырёхугольника размещались башни. Для сообщения с полем использовались проезжие башни.

2. То же, что тюрьма (устаревшее)

Стр. 93. Вопросы и задания к тексту параграфа

1. Какие экономические интересы побуждали людей осваивать Сибирь?

Осваивать Сибирь людей побуждали экономические интересы: прибыльность торговли – на один вложенный рубль получали до 30 рублей выгоды.

2. Объясни значение термина «первопроходец».

«Первопроходец» значит человек, первым прошедший неосвоенную территорию, проложивший новые пути.

3. Завершите предложение: «Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был…».

«Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был Семен Дежнев»

Значение составления «Чертежа реки Амура» с точки зрения экономики в том, что на основании этого чертежа планировались походы русских казаков, шло заселение земель вдоль Амура, строились населенные пункты, добывалась пушнина. Освоение и развитие новых земель приносили в казну новые доходы.

Достижения кого-то одного из этих первопроходцев нельзя выделить особо, каждый из них внес свой вклад в освоение Дальнего Востока.

Стр. 93. Работаем с картой

По карте проследите маршруты путешествий Дежнева, Пояркова, Хабарова. Какой их этих маршрутов был более протяженным? Какой из них, на ваш взгляд, был более сложным? Объясните критерии сложности, которые вы использовали при оценке маршрута.

Наиболее протяженным был маршрут С. Дежнева. Более сложным был также его поход. Критерии сложности: его маршрут пролегал не только по суше, но и по морю. Лишения, которые испытывали участники похода, были во много раз тяжелее, чем в походах, особенно Е. Хабарова.

Стр. 93. Изучаем документ

1. Кому из российских царей была направлена эта челобитная?

Эта челобитная была направлена царю первому Романову Михаилу Федоровичу

2. О каких способах передвижения путешественников говорится в отрывке?

В отрывке говорится о способах передвижения путешественников: водным, по суше – на лыжах, нартах.

Стр. 93. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), опишите орудия для ловли рыбы, использовавшиеся первопроходцами Сибири.

Следует отметить, что к XVII-XVIII вв. способы и орудия лова у русских не так существенно изменились по сравнению с предшествующим периодом, но в Сибири появилась определенная местная специфика. Так, глиняные грузила для сетей пришли в Притомье вместе с русским населением с Европейского Севера и севера Сибири - там дно рек илисто-песчаное. Но горные реки, такие как Томь, имеют каменистое дно и быстрое течение. В таких условиях глиняные грузила быстро выходили из строя и уступили место галечным, используемым местным населением. Судя по материалам таможенных книг сибирских городов, в продаже были широко представлены сети, невода, бредники как в готовом виде, так и в виде полуфабрикатов для их изготовления.

В Кузнецке было найдено галечное грузило в берестяном кульке, подобные использовались на Руси для крупных сетей. Кроме сетей рыбу добывали удой и охотничьим луком, стреляя стрелами со специальными однотипными наконечниками.

2. Какие цели преследовали первопроходцы? Что их объединяло?

Цели, которые преследовали первопроходцы: служба Отечеству, разведка новых земель, ну и материальные выгоды. Хотя, например, С. Дежнев не получал жалованья от государства 19 лет, а служил верой и правдой России. Это объединяло всех первопроходцев.

3. Какие из современных городов Сибири основали первопроходцы?

Современные города Сибири, основанные первопроходцами: Тюмень, Березов, Сургут, Тобольск, Мангазея, Томск, Туруханск, Енисейск, Красноярск, Якутск, Чита, Улан-Уде, Нерчинск.

4. Ознакомьтесь с материалами интернет-сайта одного из краеведческих или археологических музеев Сибири (например, с интернет-сайтом Красноярского краевого краеведческого музея – http:// www.kkkm.ru). На основании информации о первопроходцах, представленной на нем, сделайте сообщение перед одноклассниками.

Родился около 1605, Великий Устюг, умер в нач. 1673, Москва) - русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной. Первый известный мореплаватель, прошедший по Берингову проливу, соединяющему Северный Ледовитый океан с Тихим и разделяющему Азию и Северную Америку, Чукотку и Аляску, причём сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, в 1648 году.

Примечательно, что Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине.

Родился в Великом Устюге, в каком возрасте попал в Сибирь - не установлено. В Сибири Дежнёв сначала служил рядовым казаком с 1635 года в Тобольске, а затем в Енисейске. Среди больших опасностей 1636-1646 годов «смирил» якутов. Из Енисейска он с отрядом П. И. Бекетова в 1638 году перешёл в Якутский острог, только что основанный по соседству с ещё непокорёнными племенами инородцев. Уже в 1639-1640 гг. Дежнёв приводит в покорность туземного князя Сахея. В 1639 году был послан якутским приказчиком П. Ходырёвым на Вилюй для сбора ясака, в августе 1640 года Дежнёв примирил два якутских рода на реках Татта и Амга (притоки Алдана) и склонил к уплате ясака воинственного «князца» племени кангаласов Сахея.

В 1641 году Дежнёв, с партией в 15 человек, собирает ясак на реке Яне и благополучно доставляет его в Якутск, выдержав по дороге схватку с шайкой в 40 человек. В том же году вместе с Михаилом Стадухиным, Дежнёв отправился в поход на Оймякон для сбора ясака. В апреле 1642 года в стычке с воинственными «ламутскими тунгусами», как и многие другие казаки, был ранен. Потеряв лошадей, отряд попал в тяжёлое положение. Пришлось построить судно. Когда сошёл лёд, казаки спустились вниз по Оймякону и продолжили искать «неясачных людишек» в низовьях Индигирки. Но там сборщиков ясака уже было предостаточно, поэтому отряд отправился дальше на восток и дошёл до реки Алазеи. Здесь им встретился отряд такого же землепроходца десятника Дмитрия Михайлова по прозвищу Ярило Зырян. Дежнёв вновь проявил свой дипломатический талант, уговорив Зыряна соединиться с отрядом Стадухина под его началом.

Открытие Колымы

Летом 1643 года Семён Дежнёв в составе отряда землепроходцев под командованием Михаила Стадухина открыл реку Колыму. Казаки поднялись вверх по реке и основали Колымское зимовье, позже ставшее крупным острогом Среднеколымск - опорным пунктом русской колонизации в этих местах. В 1644 году Дежнёв основал ещё один острог, названный позднее Нижнеколымском. В 1645 году Стадухин и Зырян, с ясаком и половиной людей, отправились по реке Лене в Якутск, оставив в Колымском острожке Дежнёва и ещё 13 человек. Дмитрий Михайлов (Зырян) с дороги вернулся обратно, а между тем Дежнёву пришлось отразить нападение более 500 юкагиров, хотевших уничтожить малочисленный гарнизон острожка. На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1647 года. Летом того же года корабли вышли в плавание, но крепкие льды закрыли им путь. Федот Попов и Семён Дежнёв возвратились на Колыму и стали дожидаться более благоприятного для похода времени.

Чукотская экспедиция

20 июня 1648 года Федот Попов и Семён Дежнёв на кочах вышли в море. Три коча сразу потерялись в буре при выходе из устья Колымы в Ледовитый океан. Оставшиеся неуклонно пошли вперёд. В августе 1648 года пошёл ко дну ещё один коч. Около 20 сентября 1648 года Дежнёв и его спутники увидели тёмный и грозный "Большой Каменный Нос", окаймлённый полосой пенных бурунов. Мимо Носа прошли лишь три судна: два коча Дежнёва и Попова и один - Герасима Анкудинова. Судно Дежнёва разбилось в Олюторском заливе южнее устья реки Анадырь. Отряд Дежнёва на лыжах и нартах 10 недель через Корякское нагорье добирался до реки Анадырь, где он и зазимовал. Летом 1649 года на построенных лодках Дежнёв поднялся вверх по Анадырю на 600 км. Тут, на среднем течении реки Анадырь, было устроено зимовьё, названное потом Анадырским острогом. На верхнем течении Анадыря русские встретили кочевых анаулов - незнакомое им юкагирское племя. Только на третий год к Дежнёву пришло подкрепление. Но это была не смена. Казак Семён Мотора искал сухопутную дорогу между Колымой и Анадырем через горный проход, он-то и выручил Дежнёва. Этим путём, более удобным, нежели морской, воспользовался и Дежнёв, для отсылки в Якутск собранной им моржовой кости и пушнины.

Открытие памятника

Семёну Дежнёву и его семье - жене-якутке Абакаяде Сючю и сыну Любиму, «первому сахаляру». Якутск, сентябрь 2005 года.

Дальнейшая судьба

В 1659 году Семён Дежнёв сдал команду над Анадырским островом и служилыми людьми сменившему его К. Иванову, но оставался в крае ещё до 1662 года, когда вернулся в Якутск вместе с И. Ерастовым. Оттуда Дежнёв с государевой казной, был послан в Москву, куда и прибыл, вероятно, к середине 1664 года. Сохранилась челобитная Дежнёва о выдаче ему жалованья, заслуженного им, но не полученного, за 19 лет, что и было исполнено. В 1665 году Дежнёв выехал обратно в Якутск и там служил до 1670 года, когда снова был послан с государевой казной в Москву, куда явился в 1672 году, где и умер.

Судно типа «коч» - одно из самых загадочных в истории отечественного судостроения. По многочисленным архивным источникам XVII века мы знаем, что именно на кочах была освоена огромная территория Сибири и Дальнего Востока.

В то время, пока английские и голландские путешественники пытались пробиться на восток арктическими морями и не смогли пройти восточнее Новой Земли, русские ежегодно на кочах организовывали морские экспедиции в устье р. Оби, а в течение XVII века поэтапно прошли весь Северный морской путь, обогнули самую восточную оконечность Азии и вышли в Тихий океан (Охотское – «Ламское» море).

К сожалению, мы крайне мало знаем о том, что собой представлял коч. Не сохранилось его достоверных изображений, архивные источники дают крайне отрывочные данные о его конструкции.

Мы знаем, что коч соответствовал следующим критериям:

Судно должно было быть приспособлено для плаваний, как в море, так и по рекам, соответственно, кроме паруса, должно быть ходким на веслах.

По документам мы знаем, что кочи перетаскивали по волокам, соответственно, они должно быть достаточно легким и устойчивым при переволакивании на катках.

На кочах выходили в Студеное море (Северный Ледовитый океан), преодолевали значительные расстояния, соответственно, кочи должны были быть приспособлены к плаванию в сложных ледовых условиях.

По архивным документам мы знаем, что размеры кочей вирировались в пределах 15 – 20 м с глубиной осадки до 2-х метров, кочи имели одну мачту, которая несла прямой парус.

Важно отметить, что поморы строили свои суда практически без использования металлических связей. Для соединения досок обшивки друг с другом использовалась «вица» - распаренный корень сосны, можжевельника или ели, прутья ивы, которыми пришивали к килю и штевням и плотно стягивали друг с другом доски обшивки, и уже к готовому борту «пришивали» и прибивали деревянными нагелями шпангоуты. Подобная технология широко известна на севере Европы, но строили так преимущественно небольшие лодки. Нужно учитывать дефицит и высокую стоимость железа, малочисленность населения на громадных пространствах Русского Севера и большой навык работы с деревом россиян. Наши судостроители, достигли в деле шитья таких сложных судов верха мастерства. Нигде в мире не строили столь крупных шитых судов, как в Поморье и в Сибири.

Впечатляют археологические находки, сделанные в вечной мерзлоте первого заполярного русского города в Сибири – Мангазеи. Там были обнаружены сшитые вицей бортовые доски. Средняя толщина досок составляет 7,5 см, ширина до 30 см. Получались суда с мощной обшивкой, но при этом достаточно легкие для волоков. В период своего расцвета, в XVI–XVII вв., технология шитья в русском судостроении применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, суда которых регулярно ходили из Архангельска с Северной Двины и с Печоры на Новую Землю и за Урал в Мангазею на Оби, а из Колы (близ современного Мурманска) – до Шпицбергена. С первой половины 17в. на этих судах осуществлялись промысловые плавания Северным Морским Путем в Сибири, между реками Хатанга, Лена, Колыма, Анадырь.

В целях реализации историко-навигационного эксперимента – экспедиции по следам отечественных первопроходцев в Арктике и Сибири был разработан специальный проект экспедиционного парусного судна. Этот проект не является копией старинных кочей, на данный момент информации для полноценной реконструкции недостаточно.

При проектировании судов для проекта «Арктика – территория открытий» Виктор Дмитриев, автор первой в истории реплики коча «Помор» аккумулировал огромный массив информации об исторических технологиях судостроения на Русском Севере, накопленный за тридцать лет и применил их на практике со специалистами клуба «Полярный Одиссей».

Построенные суда по своим теоретическим обводам, форме носа и кормы близки к соймам, поморским карбасам и кочмарам – традиционным судам Русского Севера, упоминаемым в архивных документах с середины XVI века и сохранившимся на чертежах ХIХ века.

Галео́н (исп. galeón, также галион, от фр. galion) - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.

Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов оно достигало 2 000 тонн). Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут - из сосны. Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние - косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нём относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе - завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъёмность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал её прямого удара.

Без русских первооткрывателей карта мира была бы совсем другой. Наши соотечественники - путешественники и мореплаватели - совершили открытия, обогатившие мировую науку. О восьми самых заметных - в нашем материале.

Первая антарктическая экспедиция Беллинсгаузена

В 1819 году мореплаватель, капитан 2-го ранга, Фаддей Беллинсгаузен возглавил первую кругосветную антарктическую экспедицию. Целью плавания было исследование вод Тихого, Атлантического и Индийского океанов, а также доказательство или опровержение существования шестого материка — Антарктиды. Снарядив два шлюпа — «Мирный» и «Восток» (под командованием ), отряд Беллинсгаузена вышел в море.

Экспедиция длилась 751 день и вписала множество ярких страниц в историю географических открытий. Главное из них — — было сделано 28 января 1820 года.

Кстати, попытки открыть белый материк предпринимались и ранее, но не принесли желаемого успеха: не хватало немного удачи, а, может, русского упорства.

Так, мореплаватель Джеймс Кук, подводя итоги своего второго кругосветного плавания, писал: «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания».

За время антарктической экспедиции Беллинсгаузена было открыто и нанесено на карту более 20 островов, сделаны зарисовки видов Антарктики и обитающих на ней животных, а сам мореплаватель вошел в историю, как великий первооткрыватель.

«Имя Беллинсгаузена можно прямо поставить на ряду с именами Колумба и Магеллана, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи», — писал немецкий географ Август Петерман.

Открытия Семенова Тянь-Шанского

Центральная Азия в начале XIX века была одной из наименее изученных областей земного шара. Неоспоримый вклад в исследование «неведомой земли» — так называли Центральную Азию географы — внес Петр Семенов.

В 1856 году сбылась главная мечта исследователя — он отправился с экспедицией на Тянь-Шань.

«Работы мои по азиатской географии привели меня к обстоятельному знакомству со всем тем, что было известно о внутренней Азии. Манил меня в особенности к себе самый центральный из азиатских горных хребтов — Тянь-Шань, на которые еще не ступала нога европейского путешественника и которой был известен только по скудным китайским источникам».

Исследование Семенова в Центральной Азии длилось два года. За это время на карту нанесли истоки рек Чу, Сырдарьи и Сары-Джаз, вершины Хан-Тенгри и другие.

Путешественник установил расположение хребтов Тянь-Шаня, высоту снежной линии в этом районе и открыл громадные тянь-шанские ледники.

В 1906 году указом императора за заслуги первооткрывателя к его фамилии стали добавлять приставку — Тянь-Шанский .

Азия Пржевальского

В 70−80-х гг. XIX века Николай Пржевальский возглавил четыре экспедиции в Центральную Азию. Эта малоизученная область всегда привлекала исследователя, и путешествие в Центральную Азию было его давней мечтой.

За годы исследований были изучены горные системы Кунь-Луня , хребтов Северного Тибета, истоков Хуанхэ и Янцзы, бассейнов Куку-нора и Лоб-нора .

Пржевальский был вторым человеком после Марко Поло, добравшимся до озера-болота Лоб-нора !

Кроме того, путешественник открыл десятки видов растений и животных, которые названы его именем.

«Счастливая судьба дала возможность совершить посильное исследование наименее известных и наиболее недоступных стран внутренней Азии», — писал в своем дневнике Николай Пржевальский.

Кругосветка Крузенштерна

Имена Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского стали известны после первой русской кругосветной экспедиции.

За три года, с 1803 по 1806 гг. — именно столько длилась первая кругосветка — корабли «Надежда» и «Нева», пройдя через Атлантический океан, обогнули мыс Горн, а затем водами Тихого океана добрались до Камчатки, Курильских островов и Сахалина. Экспедиция уточнила карту Тихого океана, собрали сведения о природе и жителях Камчатки и Курил.

Во время плавания русские моряки впервые пересекли экватор. Отпраздновали это событие, согласно традиции, с участием Нептуна.

Матрос, одетый в повелителя морей, спросил у Крузенштерна, для чего он прибыл сюда со своими кораблями, ведь ранее российский флаг в этих местах не видели. На что командующий экспедицией ответил: «Для славы науки и отечества нашего!».

Экспедиция Невельского

Одним из выдающихся мореплавателей XIX века по праву считается адмирал Геннадий Невельской. В 1849 г. на транспортном судне «Байкал» он отправляется в экспедицию на Дальний Восток.

Амурская экспедиция продолжалась до 1855 года, за это время Невельской сделал несколько крупнейших открытия в районе нижнего течения Амура и северных берегов Японского моря, присоединил к России огромные пространства Приамурья и Приморья.

Благодаря мореплавателю стало известно, что Сахалин — остров, который отделяется судоходным Татарским проливом, а устье Амура доступно для входа судов с моря.

В 1850 г. отрядом Невельского был основан Николаевский пост, который сегодня известен как Николаевск-на-Амуре .

«Сделанные Невельским открытия неоценимы для России, — писал граф Николай Муравьев-Амурский , — множество предшествовавших экспедиций в эти края могли достигнуть европейской славы, но ни одна не достигла отечественной пользы, по крайней мере в той степени, как исполнил это Невельской».

Север Вилькицкого

Целью гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1910—1915 гг. было освоение Северного морского пути. По воле случая обязанности руководителя плавания принял капитан 2-го ранга Борис Вилькицкий. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» вышли в море.

Вилькицкий продвигался северной акваторией с востока на запад, и за время плавания сумел составить подлинное описание северного побережья Восточной Сибири и многих островов, получил важнейшие сведения о течениях и климате, а также стал первым, кто совершил сквозное плавание из Владивостока в Архангелск.

Участники экспедиции открыли Землю Императора Николая I. I. , известную сегодня как Новая Земля — это открытие считают последним из значительных на земном шаре.

Кроме того, благодаря Вилькицкому на карту нанесли острова Малый Таймыр, Старокадомского и Жохова.

По окончании экспедиции началась Первая мировая война. Путешественник Руаль Амундсен, узнав об успехах плавания Вилькицкого, не удержался от восклицания в его адрес:

«В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь мир!»

Камчатская кампания Беринга и Чирикова

Вторая четверть XVIII века была богата на географические открытия. Все они были сделаны в ходе Первой и Второй Камчатских экспедиций, которые увековечили имена Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

В ходе Первой Камчатской кампании Беринг — руководитель экспедиции и его помощник Чириков исследовали и нанесли на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-восточной Азии. Открыли два полуострова — Камчатский и Озерный, Камчатский залив, Карагинский залив, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия, а также пролив, который сегодня носит имя Витуса Беринга.

Соратники — Беринг и Чириков — также возглавили Вторую Камчатскую экспедицию. Целью кампании было найти путь к Северной Америке и исследовать острова Тихого океана.

В Авачинской бухте участники экспедиции заложили Петропавловский острог — в честь кораблей плавания «Святой Петр» и «Святой Павел» — который позже переименовали в Петропавловск-Камчатский.

Когда корабли вышли в плавание к берегам Америки, по воле злого рока, Беринг и Чириков стали действовать поодиночке — из-за тумана их судна потеряли друг друга.

«Святой Петр» под началом Беринга достиг западного побережья Америки.

А на обратном пути участников экспедиции, на чью долю выпало немало трудностей, штормом выбросило на небольшой остров. Здесь и закончилась жизнь Витуса Беринга, а остров, на котором остановились зимовать участники экспедиции, назвали в честь Беринга.
«Святой Павел» Чирикова также достиг берегов Америки, однако для него плавание закончилось более благополучно — на обратном пути он открыл ряд островов Алеутской гряды и благополучно вернулся в Петропавловский острог.

«Неясачные землицы» Ивана Москвитина

О жизни Ивана Москвитина мало что известно, однако этот человек все-таки вошел в историю, и причиной тому открытые им новые земли.

В 1639 году Москвитин, возглавив отряд казаков, отправился в плавание на Дальний Восток. Основной целью путешественников было «отыскание новых неясачных землиц», сбор пушнины и рыбы. Казаки преодолели реки Алдан, Маю и Юдому, открыли хребет Джугджур, отделяющий реки бассейна Лены от рек, впадающих в море, и по реке Улье вышли в «Ламское», или Охотское море. Исследовав побережье, казаки открыли Тауйскую губу и вошли в Сахалинский залив, обогнув Шантарские острова.

Один из казаков сообщил, что реки в открытых землях «собольные, зверя всякого много, и рыбные, а рыба большая, в Сибири такой нет… столько-де ее множество — только невод запустить и с рыбою никак не выволочь…».

Географические данные, собранные Иваном Москвитиным, легли в основу первой карты Дальнего Востока.

ПЕРВЫЙ ВЫХОД РУССКИХ К ТИХОМУ ОКЕАНУ

(экспедиция И.Ю. Москвитина 1639 – 1641 гг.)

Россия внесла поистине огромный вклад в историю географических открытий и исследований земного шара. Географический кругозор европейцев, основанный на античной географической традиции, век от века расширялся, но "приподнять завесу, скрывавшую северные азиатские земли от взоров Европы, предоставлено было именно Московскому государству " (Алексеев М.П.). Русские землепроходцы и мореходы XVII – первой половины XVIII вв. с полным правом могут быть названы первыми исследователями Сибири и Дальнего Востока, впервые обратившимися к изучению географии, природы и населения этих земель.
Поход Ермака в 1581 – 1582 гг. положил начало активному переселенческому движению россиян от Урала на восток "встречь солнцу", к Тихому океану. Особую роль в этом процессе сыграл Якутский острог (Якутск), основанный Петром Бекетовым на р. Лене (с 1642 г. он стал центром административного управления, образованного Якутского уезда).
Отряд служилых людей (50 человек) привел из Томска в Якутск атаман Дмитрий Епифанович Копылов. Из Якутска он повел его на р. Алдан и далее на р. Майю. В устье р. Майи в мае 1638 г. отряд впервые встретился с аборигенами дальневосточных земель – эвенами Охотского побережья, которые рассказали им о наиболее удобном пути с Алдана к Охотскому морю.
28 июля 1638 г. в 100 км от устья Майи (вверх по Алдану) в земле эвенков рода "бута" казаки поставили Бутальский острог. (Только в 1989 г. удалось установить, что этот острожек находится по соседству с современным селением Кутанга). Чуть позже от эвенкийского шамана Томкони русские узнали о существоввании на юге большой богатой реки "Чиркол" (речь шла об Амуре). В низовьях ее, в земле Натков, то есть нижнеамурских нанайцев, имелась "серебряная гора", явно г. Оджал. Это были самые ранние сведения о Приамурье, о его пашнях и серебряной руде.
Из-за острой нехватки серебра в России, Копылов и решил послать на разведку своего помощника Ивана Юрьевича Москвитина. Отряд в составе 31 человека вышел в поход весной 1639 г. Проводники-эвены показали москвитинцам самый легкий переход через хребет Джугждур (Становой хребет) по притоку р. Майи – р. Нудыми на приток р. Ульи, впадающей в Охотское море. Этим путем в августе 1639 г. русские вышли на берега Тихого океана. Тогда же они заложили первое русское селение на Дальнем Востоке и на берегах Тихого океана – Усть-Ульинское зимовье и приступили к первому сбору ясака с аборигенов Дальнего Востока.
От сопровождающих эвенов казаки узнали, что реку "Чиркол" называют также "Омур" (название, возникшее от искаженного "Момур", которое произошло от нанайского "Монгму", "Монгоу" – "большая река", "сильная вода"). Так появилось название "Амур", получившее широкую известность во всем мире с конца XVII века.
1 октября 1639 г., в день Покрова Пресвятыя Богородицы, 20 москвитинцев отправились на речной лодье по морю на север и уже 4 октября 1639 г. первыми из русских дошли до р. Охоты, сыгравшей впоследствии особо важную роль в истории русского тихоокеанского мореплавания.
Около Усть-Ульинского зимовья – на специальном плотбище, которое можно назвать подлинной колыбелью русского тихоокеанского флота; они за зиму 1639 – 1640 гг. смогли построить два больших морских коча "по осьми сажен" длиной около 17 м. На них москвитинцы решили в 1640 г. по Охотскому морю войти в низовья Амура. Участникам морского похода довелось первыми из русских побывать на р. Удо, пройти мимо Шантарских островов, а потом дойти и до "островов гилятцкой орды", самым крупным из которых был Сахалин. Дойдя до района устья Амура, москвитинцы убедились, что их путь на Амур должен проходить мимо относительно большого поселения нивхов, и они не решились идти дальше из-за своего "малолюдства". Во время плавания летом 1640 г. и на обратном пути казаки собрали ценные сведения об Амуре его притоках, а также о живших там племенах: даурах, нанайцах, нивхах и о сахалинских айнах.
Выйдя на побережье Тихого океана, Иван Юрьевич Москвитин со своим отрядом завершил великий поход русских земплепроходцев "встречь солнцу", начатый Ермаком.
В настоящее время известны три основных источника о походе И.Ю. Москвитина. Самый ранний из них «Роспись рекам и имяна людям, на которой реке которые люди живут, тунгуские роды по распросу Томского города служилых людей Ивашки Москвитина да Семейки Петрова, толмача тунгускова, с товарищи» составлен в Якутске в 1641 г., сразу же после возвращения москвитинцев из похода. Это своеобразный походный дневник, в котором перечислены реки, на которых довелось побывать казакам или о которых они услышали от местных жителей. В ней содержатся также сведения о коренных народах, их расселении, численности, хозяйственной деятельности и обычаях, некоторые подробности жизни самих казаков во время похода.
Экспедиция Москвитина (1639 – 1641 гг.) имеет важное историческое значение. В результате ее русские впервые вышли на побережье Тихого океана, узнали о реках Амур, Улья, Охота, Уда, об "островах Гилятцкой орды"; было положено начало русскому тихоокеанскому мореходству и освоению дальневосточных земель.
Последовавшие за этим русские географические открытия в XVII – первой половине XVIII вв. на Востоке стали продолжением географических открытий западноевропейских стран в XV – начале XVI вв. на Западе.
В 1979 г. у устья р. Ульи был установлен памятник в ознаменование первого выходарусских на Тихий океан. На нем были даны имена 14 участников великого похода. В настоящее время, благодаря кропотливым исследованиям в архивах Б.П. Полевого, стали известны имена 25 из 31 его участников.
В 1971 – 1973, 1988 гг. В.А. Тураев проводил полевые исследования на большей части маршрута казаков-москвитинцев. Это позволило реконструировать маршрут экспедиции Москвитина к Охотскому морю, объяснить многие разночтения в документах и на этой основе уточнить существующие представления об этой странице русских и мировых географических открытий.

Тема 8

Исследование севера Европы.

Нормандец Пьер Мартин де Ламартиньер участвовал в качестве судового врача в датской экспедиции к север-ным берегам Московии. В марте 1653 г. три корабля, потрепанные на пути штормом, стали на ремонт в Варангер-фьорде. Ламар-тиньер, использовал двухмесячную остановку, чтобы ознакомиться с лапландцами, стал первым западноевропейцем, подробно описав-шим их быт и нравы. Он и еще три участника экспедиции на-правились «в глубь страны... Через леса, горы и долины, не встре-чая живой ДУШИ», они достигли русской Лапландии и на оленях проехали на север, к Коле. В конце мая Ламар-тиньер вернулся в Варангер-фьорд.

Плавание на восток заняло около десяти дней, и флотилия достигла о. «Борандай» (о. Варандей, иначе Песяков, лежащий к востоку от Печорской губы, у 68 0 50" с. ш.). Вид жителей удивил Ламартиньера; «Они были еще ниже ростом, чем лапландцы... голова большая, лицо плоское и широкое, очень курносое и чрезвычайно смуглое, ноги большие... » Завершив выгодную торговлю на острове, датчане с Ламартиньером отправились на материк «в маленький городок Печору (Пустозерск?) на берегу небольшого моря, которое носит его имя». Там они приобрели много мехов. В начале июля они собрались «ехать в Сибирь», в «Папин-город» (Ляпин?) и через страну «Борандай» (Большеземскую тундру на оленях достигли Приполярного Урала.

Потратив на тяжелый для оленей перевал через горы около 12 ч, датчане прибыли в сибирскую деревушку и были приветливо приняты русскими промышленниками (так называли в ту пору, да и значительно позже, охотников, промышлявших пушного зверя). После угощения и отдыха, закупив меха, за исключением соболей, Ламартиньер и его спутники продолжили путь к «Папину».

Ненцев, через страну которых Ламартиньер проезжал, ОН опи-сывает так: «Самоеды еще коренастее, чем лапландцы... лицо плоское, курносое... цвет его землистый, и на лице нет никакой растительности...» К сожалению, невозможно определить хотя бы приблизительно путь датчан от стоянки их кораблей к «Папину», где они скупили много мехов.

На пути туда или обратно Ламартиньер слышал о «горах Пате-нотр», якобы простирающихся от материка до о. Вайгач. Есть мнение, что «Патенотр» - это, возможно, очень искаженное ненец-кое название Полярного Урала: отдаленное сходство имеет назва-ние его вершины Пайер. К проливу, отделяющему Вайгач от мате-рика, подходит северо-западный отрог Полярного Урала, кряж Пай - -Хой. Вероятнее всего, что известие Ламартиньера отражает смутное сведение именно о Пай-Хое.

От «Борандая» экспедиция перешла к Новой Земле, неудачно пыталась проникнуть в Карское море и вынуждена была пристать к о. Вайгач, где люди подверглись нападению белых медведей. Ламар-тиньер высаживался на островок у западного берега Вайгача. В конце августа корабли двинулись на запад, к Гренландии, но за Шпицбергеном шторм отнес их к Исландии, где люди благополучно отсиделись и осмотрели гейзеры и вулкан Геклу. В октябре флоти-лия вернулась в Данию.

Книга Ламартиньера, которого многие считали лжецом, дошла до нас в ряде французских изданий начиная с 1671 г., в англий-ских и в немецких переводах: «...Издания разнятся между собой... в некоторых сделаны столь большие и существенные вставки, что они совершенно изменяют характер книги... Удалось все же по-казать, что... нелепые сообщения, [как правило] ... принадлежат не автору, а издателям, исказившим первоначальный текст... » (М. П. Алексеев).

Шпилькин на полуострове Канин

В 1661 г. рудознатец Василий Шпилькин был послан с груп-пой людей через Мезень на Канин для поисков руд и «лазоревых каменьев». В июне он прошел вдоль восточного (Конушинского) берега Мезенской губы до Канина. В течение трех лет он исходил все - более 600 км - побережье полуострова, обследуя многочис-ленные речки и протоки.

В. Шпилькин побывал и во «внутренних районах» длинного и узкого п-ова Канин: на невысоком (до 242 м) кряже Канин Камень (длина 100 км) И на двух его скалистых мысах - Канин Нос и Микулкин, издавна служивших хорошими ориентирами для море-ходов. В. Шпилькину удалось обнаружить серебряную руду, «лазо-ревые каменья» и хрусталь лишь в восьми местах - на мысе Микулкином и по течению семи речек на всех трех берегах полу-острова. Вернувшись в Москву в 1664 г., В. Шпилькин составил первое, очень кратное описание Канина

Реньяр в Лапландии

Молодой француз Жан Франсуа Реньяр, будущий драматург, посетил Лапландию летом 1681 г. От городка Торнио, на северном берегу Ботнического залива, он в начале августа двинулся вверх по р. Торниойоки в финском челне. Из-за стремительного течения и ветра движение по реке было очень трудно. Ж. Реньяр шел бе-регом, сильно страдая от мошкары. Он удивлялся обилию птиц, но обращал мало внимания на характер местности: его дневник беден географическими записями. Время от времени Ж. Реньяр за-носил туда заметки о лопарях. Он продвигался на север, не уда-ляясь от р. Турнеэльва, а от устья Муониойоки - на северо-запад, в глубь шведской Лапландии. Пройдя от залива около 400 км, Реньяр достиг длинного озера Турнетреск - истока Турнеэльва. Здесь течение преграждают «... ужасные пороги [водопад Тарра-коски], воды мчатся со страшной скоростью и шумом». Озеро окружено высокими безлесными горами (до 1765 м). Реньяр поднял-ся на прибрежную гору, «по высоте превосходящую все остальные». С вершины он якобы увидел «все пространство Лапландии и море до северного мыса...» и записал в дневнике: «...я не поверю никогда, что мы можем забраться еще дальше [на север]». По этому поводу итальянский исследователь Лапландии конца ХVIII в. Джузеппе Ачерби заметил: «Реньяр был совершенно очарован своим успе-хом... хотя мог продолжить путешествие на 300 км далее к северу».

В середине сентября, спустившись по Турнеэльву и «миновав более сорока водопадов», Реньяр вернулся к Ботническому заливу. Во Франции он опубликовал «Путешествие в Лапландию». «Эта книга, полная ошибок и преувеличений, больше служит для раз-влечения, чем для познания...» (Д. Ачерби). Шведские историко--географы оценивают книгу не так сурово, особенно ее этнографи-ческий материал, и отмечают Реньяра как одного из ранних иссле-дователей крайнего севера их страны.

Лошкин, Чиракин и Розмыслов у Новой Земли

До середины XVIII в. Новая Земля считалась географами еди-ным островом, а восточные ее берега были почти неизвестны. В на-чале 60-х гг. кормщик (мореход- глава промысловой артели) Сав-ва Феофанович Лошкин занимался промыслом в юго-западной части Карского моря. Продвигаясь постепенно на север, он дважды зимовал на восточном берегу Новой Земли; вторая зимовка была вынужденной: до северного мыса С. Лошкину осталось пройти не-сколько километров, но тяжелые льды не позволили ему пробиться ни на шаг. На третий год, обогнув Северный остров, зверобой про-шел Баренцевым морем на юг вдоль западного берега Новой Земли. Его сообщение - в пере сказе Ф. И. Рахманина - записано В. В. Кестининым в 1788 г. Это первое известное нам плавание вдоль всего (около 1 ТЫС. км) ВОСТОЧНОГО берега Новой Земли и первый обход ее кругом.

Кормщик Яков Яковлевич Чиракин много раз плавал на промыслы к Новой Земле и по крайней мере десять раз зимо-вал там. Летом 1766 и 1767 гг. он завершил открытие пролива Маточкин Шар и доказал, что Новая Земля - двойной остров: «...одним небольшим проливом в малом извозном карбасу оную Новую Землю проходил по-перек насквозь на...Карское море два раза, оттуда и возвращался в Белое море тем же проливом; и оному месту снял своеручно план».

В 1768 г. Н. Чиракин был послан к Новой Земле на гнилой «кочмаре» (промысловое судно до 10 т) вместе с военным штурма-ном Федором Розмысловым и подштурманом Матвеем Губиным. В сентябре Чиракин прошел Маточкиным Шаром в Карсное море, Розмыслов же и Губин произвели на шлюпке первую опись проли-ва: «своеручный план» Чиракина не удовлетворял элементарным требованиям. Зимовали мореходы у восточного выхода из пролива. Из 14 моряков умерли от цинги восемь, в том числе Я. Чиракин; все остальные были больны.

Летом 1769 г. Ф. Розмыслов ПО чистой воде вышел в Карское море, но через день был остановлен сплошными льдами. Он повер-нул обратно и по ошибке попал в неизвестный ранее залив, кото-рый назвал Незнаемым (73045" с. ш.). Спустившись оттуда не-сколько н югу, он через два дня нашел вход в Маточкин Шар. В проливе гнилую «кочмару» пришлось бросить. Два помора, зашедшие в западное устье Маточкина Шара, доставили Ф. Розмыслова с уцелевшими людьми в Архангельск в сентябре 1769 г.

Во время описи пролива Ф. Розмыслов исследовал береговые горы, озера в этих горах и дал краткую характеристику животного и растительного мира. Он также описал п-ов Панькова Земля (на за-падном побережье о. Южного. у 73 0 10" с. ш.), открытый поморами.

Русские описи берегов Баренцева и Белого морей

В начале 40-х гг. XVIII в. Адмиралтейств – коллегия решила оставить на зимовку у незамерзающего Мурманского берега военные корабли. Для этого необходимо было исследовать участок побережья, выбрать удобную для зимовки гавань и построить там жилища. Летом 1741 г. К устью Колы был послан лейтенант Василий Винков, заснявший о. Кильдин и короткий участок матерого берега к западу от него до вершины Кольского залива. «Это была первая и притом точная работа русских на Лапландском берегу».

В то же лето флота-мастер (старший штурман) Евтихий Бесту-жев описал все западное побережье п-ова Kaнин. Его журналы до нас не дошли; на составленных им картах довольно подробно обо-значены все речки и изгибы берега, но отметок глубин на море нет. Благодаря его работе впервые узнали об истинном положении Канинского берега, а выполненное Е. Бестужевым исследование рек Чижи и Чёши до 1850 г. оставалось единственным.

Вторая опись Белого моря, более ценная с гидрографической точки зрения, совершена штурманом Беляевым в 1756-1757 гг. на одномачтовом боте. Он описал о. Моржовец, оба берега Мезенской губы и весь Зимний берег (более 500 км). Он впервые выполнил также промеры глубин между устьями Мезени и Двины. «Работы Беляева отличаются точностью и подробностью. удивительными по средствам, которые он имел для исполнения этого дела... Быть мо-жет, этот деятельный труженик скончался вскоре по возвращении... так как карта вышла под именем его помощника Толмачева, хотя большую часть описи сделал сам Беляев».

В 1769 г. Михаил Степанович Немтинов на боте заснял все по-бережье Онежского п-ова от устья Двины по устья Онеги. «...Остро-ва Онежских шхер, виденные им вдоль восточного берега залива, означены грубо и неверно, но под настоящими своими названиями». Дополнив и исправив по материалам этих трех описей голландские карты XVII в., морское ведомство составило первую «похожую карту восточной половины Белого моря, служившую в рукописных списках с 1770 по 1778 г.».

В 1778-1779 гг. Петр Иванович Григорков и Дмитрий Андрее-вич Доможиров завершили опись Терского берега и положили па карту п-ов Святой Нос с лежащим за ним Святоносским заливом. Они обследовали несколько мелей, особенно в Горле Белого моря, которое после их работы впервые было положено на довольно точ-ную карту. Сохранилась только копия составленной обоими офице-рами общей нарты. «Между тем [их] работы... забытые коллегией, приобрели заслуженное одобрение и доверенность… мореплавате-лей».

Известия Крестинина о «полунощных странах»

Василий Васильевич Крестинин, сын архангельского купца, ко-ренного помора, записывал рассказы опытных кормщиков о «полу-нощных странах». Эти записи содержат первые сравнительно детальные географические сведения о Большеземельской тундре, со-бранные около 1785 г., о Колгуеве и Новой Земле.

«Большеземельский хребет» начинается примерно в 40 км от Пе-чоры и простирается до Урала; на нем нет леса: граница лесной растительности проходит в 65 км к югу. В. Крестинин первый со-общил о р. Усе (565 км, система Печоры) и ее многочисленных притоках.

По сведениям, полученным в 1786 г. от мезенца Никифора Рах-манина, Крестинин дал первую характеристику «округлого остро-ва» Колгуева: длина его «по окружности» 380 км (преувеличено); на юге его только одна губа - Промойная; на нем четыре реки (их больше) и много озер. « Поверхность острова, составляющая равни-ну, покрывается мохом, частью белым и сухим». Первая попытка основать там постоянный поселок сделана около 1767 г.: 40 раскольников поставили в устье одной реки скит и прожили на острове около четырех лет, почти все погибли, лишь двое вернулись в Архангельск.

В 1787 -1788 гг. В. Крестинин записал рассказы некоторых про-мышленников, в основном кормщика Ивана Шукобова, о «великом острове». Северного океана - «Новой Земле полунощного края», о западных берегах о. Южного и о. Северного и о рельефе их внутрен-них районов. На юге промышленники открыли и обследовали губу Безымянную, п-ов Гусиная Земля и о. «Костинская Земля» (о. Междушарский), отделенный от о. Южного дугообразным длинным (бо-лее 100 км) проливом Костин Шар, у о. Северного они открыли гу-бы Митюшиха и Машигина, а также о-ва Горбовы (у 75 0 55" с. ш.). Все опрошенные считали Новую Землю продолжением Уральского хребта, но преувеличивали ее длину по крайней мере в два раза. Приводя их цифры (до 2500 верст) , В. Крестинин осторожно от-мечал, что на север Новая Земля тянется «до неизвестных преде-лов», хотя сам же сообщал о плавании С. Лошкина.

Наиболее полные и точные сведения о рельефе Новой Земли по-лучены В. Крестининым от кормщика Федора Заозерского. Вдоль всего западного побережья простирается беспрерывная цепь голых каменных гор, цветом серых или темных. Горы подходят большей частью к берегу; некоторые обрываются в море утесами, стоят, «аки стена, неприступны». Ф. Заозерский отметил лишь три района, где горы отступают от моря. Близ южного входа в Костин Шар, весь п-ов Гусиная Земля и участок к югу от Маточкина Шара - -все это низкие, каменистые «равнины». За 75 0 40" с. ш. «высочай-шие ледяные горы простираются... к северу и в некоторых местах самый берег Новой Земли скрывают от глаз».

Дополнительные сведения о рельефе Новой Земли в 1788 г. со-общил В. Крестинину помор-кормщик Федот Ипполитович Рахма-нин. 26 раз зимовавший на о. Южном. Низкие равнины занимают всю «Костинскую Землю» и южную часть главного острова. Далее начинается хребет, повышающийся к северу. «От восточного устья Маточкина Шара беспрерывный кряж гор высоких идет до север-ной оконечности Новой Земли ». А береговая полоса к югу от Маточкина Шара до Карских Ворот - «земля низкая, мокрая, покрытая мохом сухим и болотным».

... содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию ... содержания школьного курса математики. Особое место в содержании ... Мир глазами географа . Что изучает география ... стремительных , ... содержанием предмета «Окружающий мир» . Содержание ... меняющимся ...

  • Содержание Биография 2 Вступительные статьи 4 I На пути в Крым 9 II Первая встреча с Крымом 16 III Столица Гиреев 27 IV Мертвый город 32 V Тени Малахова кургана 39 VI Горькое прошлое 48 VII Трахейские святыни 55 VIII Инкерман

    Биография

    ... окружающий мир . Такое неподвижное величие должно ... штатное содержание из... со школьной скамьи... расспрашивает и отвечает благосклонно. Законы... брызгами своих стремительных вод. ... 1787 г. в Бюшинговой географии . Упомянув, что... ищущей, вечно меняющейся жизни. Я...

  • Межрегиональная Общественная организация учителей географии Географическое образование XXI века Материалы семинаров и конференций

    Литература

    ... меняющуюся во времени. Поэтому изменение содержания школьной географии - явление объективно закономерное. В соответствие с изменениями в содержании географии ... должна закладываться еще в дошкольном возрасте, когда восприятие окружающего мира столь...

  • Муниципальная общеобразовательная средняя школа №11 образовательная программа среднего (полного) общего образования

    Программа

    Прогноза (умение отвечать на вопрос... географии в современных условиях. Школьная география ... стремительно меняющемся окружающем мире , продолжить свое образование в выбранной области. Цели. Изучение географии ... содержание должно базироваться на содержании ...

  • В 1971-1973, 1988 гг. В.А. Тураев проводил полевые исследования на большей части маршрута казаков-москвитинцев. Это позволило реконструировать маршрут экспедиции Москвитина к Охотскому морю.

    Россия внесла поистине огромный вклад в историю географических открытий и исследований земного шара. Географический кругозор европейцев, основанный на античной географической традиции, век от века расширялся, но "приподнять завесу, скрывавшую северные азиатские земли от взоров Европы, предоставлено было именно Московскому государству " (Алексеев М.П.). Русские землепроходцы и мореходы XVII первой половины XVIII вв. с полным правом могут быть названы первыми исследователями Сибири и Дальнего Востока, впервые обратившимися к изучению географии, природы и населения этих земель.

    Поход Ермака в 1581-1582 гг. положил начало активному переселенческому движению россиян от Урала на восток "встречь солнцу", к Тихому океану. Особую роль в этом процессе сыграл Якутский острог (Якутск), основанный Петром Бекетовым на р. Лене (с 1642 г. он стал центром административного управления, образованного Якутского уезда).

    Отряд служилых людей (50 человек) привел из Томска в Якутск атаман Дмитрий Епифанович Копылов. Из Якутска он повел его на р. Алдан и далее на р. Майю. В устье р. Майи в мае 1638 г. отряд впервые встретился с аборигенами дальневосточных земель эвенами Охотского побережья, которые рассказали им о наиболее удобном пути с Алдана к Охотскому морю.

    28 июля 1638 г. в 100 км от устья Майи (вверх по Алдану) в земле эвенков рода "бута" казаки поставили Бутальский острог. (Только в 1989 г. удалось установить, что этот острожек находится по соседству с современным селением Кутанга). Чуть позже от эвенкийского шамана Томкони русские узнали о существоввании на юге большой богатой реки "Чиркол" (речь шла об Амуре). В низовьях ее, в земле Натков, то есть нижнеамурских нанайцев, имелась "серебряная гора", явно г. Оджал. Это были самые ранние сведения о Приамурье, о его пашнях и серебряной руде.

    Из-за острой нехватки серебра в России, Копылов и решил послать на разведку своего помощника Ивана Юрьевича Москвитина. Отряд в составе 31 человека вышел в поход весной 1639 г. Проводники-эвены показали москвитинцам самый легкий переход через хребет Джугждур (Становой хребет) по притоку р. Майи р. Нудыми на приток р. Ульи, впадающей в Охотское море. Этим путем в августе 1639 г. русские вышли на берега Тихого океана. Тогда же они заложили первое русское селение на Дальнем Востоке и на берегах Тихого океана Усть-Ульинское зимовье и приступили к первому сбору ясака с аборигенов Дальнего Востока.

    От сопровождающих эвенов казаки узнали, что реку "Чиркол" называют также "Омур" (название, возникшее от искаженного "Момур", которое произошло от нанайского "Монгму", "Монгоу" "большая река", "сильная вода"). Так появилось название "Амур", получившее широкую известность во всем мире с конца XVII века.

    1 октября 1639 г., в день Покрова Пресвятыя Богородицы, 20 москвитинцев отправились на речной лодье по морю на север и уже 4 октября 1639 г. первыми из русских дошли до р. Охоты, сыгравшей впоследствии особо важную роль в истории русского тихоокеанского мореплавания.

    Около Усть-Ульинского зимовья на специальном плотбище, которое можно назвать подлинной колыбелью русского тихоокеанского флота; они за зиму 1639-1640 гг. смогли построить два больших морских коча "по осьми сажен" длиной около 17 м. На них москвитинцы решили в 1640 г. по Охотскому морю войти в низовья Амура. Участникам морского похода довелось первыми из русских побывать на р. Удо, пройти мимо Шантарских островов, а потом дойти и до "островов гилятцкой орды", самым крупным из которых был Сахалин. Дойдя до района устья Амура, москвитинцы убедились, что их путь на Амур должен проходить мимо относительно большого поселения нивхов, и они не решились идти дальше из-за своего "малолюдства". Во время плавания летом 1640 г. и на обратном пути казаки собрали ценные сведения об Амуре его притоках, а также о живших там племенах: даурах, нанайцах, нивхах и о сахалинских айнах.

    Выйдя на побережье Тихого океана, Иван Юрьевич Москвитин со своим отрядом завершил великий поход русских земплепроходцев "встречь солнцу", начатый Ермаком.

    В настоящее время известны три основных источника о походе И.Ю. Москвитина. Самый ранний из них «Роспись рекам и имяна людям, на которой реке которые люди живут, тунгуские роды по распросу Томского города служилых людей Ивашки Москвитина да Семейки Петрова, толмача тунгускова, с товарищи» составлен в Якутске в 1641 г., сразу же после возвращения москвитинцев из похода. Это своеобразный походный дневник, в котором перечислены реки, на которых довелось побывать казакам или о которых они услышали от местных жителей. В ней содержатся также сведения о коренных народах, их расселении, численности, хозяйственной деятельности и обычаях, некоторые подробности жизни самих казаков во время похода.

    Экспедиция Москвитина (1639-1641 гг.) имеет важное историческое значение. В результате ее русские впервые вышли на побережье Тихого океана, узнали о реках Амур, Улья, Охота, Уда, об "островах Гилятцкой орды"; было положено начало русскому тихоокеанскому мореходству и освоению дальневосточных земель.

    Последовавшие за этим русские географические открытия в XVII первой половине XVIII вв. на Востоке стали продолжением географических открытий западноевропейских стран в XV начале XVI вв. на Западе.

    В 1979 г. у устья р. Ульи был установлен памятник в ознаменование первого выходарусских на Тихий океан. На нем были даны имена 14 участников великого похода. В настоящее время, благодаря кропотливым исследованиям в архивах Б.П. Полевого, стали известны имена 25 из 31 его участников.

    В 1971-1973, 1988 гг. В.А. Тураев проводил полевые исследования на большей части маршрута казаков-москвитинцев. Это позволило реконструировать маршрут экспедиции Москвитина к Охотскому морю, объяснить многие разночтения в документах и на этой основе уточнить существующие представления об этой странице русских и мировых географических открытий.

    ЧЕРНАВСКАЯ Валентина Николаевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора проблем истории Дальнего Востока дооктябрьского периода Института истории, археологии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

    ЧЕРНАВСКАЯ Валентина Николаевна