Символом какой страны является баобаб.  Дерево Баобаб фото и описание

Баобаб является национальным символом острова Мадагаскар, а также нарисован на гербах Сенегала и Центрально-африканской Республики. В мире существует 10 видов баобабов. Это очень удивительное дерево, что интересно, никто не может точно указать возраст дерева. Так как у него нет годовых колец, это деревья долгожители и встречаются деревья с возрастом около тысячи лет. Ученые утверждают, что эти деревья могут прожить и до пяти тысяч лет. С первого взгляда можно понять, что это очень большое дерево с солидным размером ствола и высотой (ствол шириной до 11 метров, высота до 25 метров, а крона раскидывает ветви до 40 метров диаметре).


Баобаб используют в качестве еды: люди используют их красноватую мякоть, а обезьяны (павианы), очень любят фрукты баобаба. Иногда дерево называют хлебным деревом обезьян.


Большую часть года, месяцев 9, баобаб стоит с голыми ветвями. Поэтому его и называют деревом, которое растет корнями вверх. На самом деле растение просто заботится о сохранении влаги, которой в местах его естественного произрастания не так уж много. Только в сезон дождей и можно напиться досыта. Что баобаб делает весьма успешно: дерево представляет собой одну огромную губку, которая пропитывается влагой. Она не испаряется благодаря толстому слою коры - мягкой снаружи и крепкой и волокнистой изнутри. Встречаются утверждения, что одно взрослое дерево может накопить более 100 тысяч литров воды.

С октября по декабрь, когда наши деревья впадают в зимнее оцепенение, баобаб вступает в пору цветения и плодоношения, покрывается листьями и всячески радуется жизни. У него огромные белые цветы (до 20 см в диаметре), которые опыляются не кем-нибудь, а летучими мышами. А кто же еще будет делать это по ночам - ароматные цветки баобаба открываются всего на одну ночь, после чего опадают. Плоды дерева под стать гигантскому стволу и цветку - цветом и размерами они напоминают дыни. Они съедобны. Люди едят их красноватую мякоть, а павианы справляются с фруктом целиком. За особую привязанность павианов к этим плодам баобаб иногда называют хлебным деревом обезьян.

Впрочем, не только за сочные плоды любят это дерево. Нет ни одной его части, которая бы не использовалась людьми. Свежие листья идут в салаты, а сушеные - как приправа к различным блюдам, из сушеной мякоти плодов готовят прохладительный напиток, высушенные и смолотые семена заменяют кофе, из обработанной волокнистой коры плетут сети, циновки, веревки, грубые ткани. Сам ствол может служить жилищем, просторной кладовой, емкостью для воды.Не только люди и павианы ценят баобаб, говорят, что слон в трудную пору может съесть дерево полностью - с корой, древесиной, ветками…

Погибает дерево весьма экологично - оно потихоньку проседает и разлагается, превращаясь в конце концов в гору волокна. Удивительного гиганта, кроме Мадагаскара, можно встретить по всей Африке, а также в некоторых районах Индии и Австралии.

С борта самолета, летящего по маршруту Москва-Конакри, Африканский континент выглядит весьма многолико. Видишь пески Сахары, среди которых на территории Алжира неожиданно возникают обширные черные пятна - следы французских ядерных испытаний. Затем - Мавритания и живописное атлантическое побережье Сенегала, вызывающие воспоминания об Антуане Сент-Экзюпери с его "Южным почтовым". Остановка в Дакаре, "Маленьком Париже", как называют сенегальскую столицу "белые африканцы" - местные французы. Потом экзотика Гвинеи-Бисау, побережье которой усеяно бесконечными пляжами. И, наконец, Конакри, столица Гвинейской Республики, когда-то прозванная французскими колонистами "Африканской Тулузой". Пролетая над лесами и саваннами можно заметить как красуются гигантские баобабы, древесные символы, оставившие особый след в самосознании африканцев.

В истории и мифологии многих стран Черного континента баобаб олицетворяет жизнь и предстает хранителем земли. Самые старые его экземпляры насчитывают 800 и более лет и достигают почти 25 метров в окружности. Баобаб - единственное дерево в Африке, в котором устраивались склепы для усопших вождей. На другом конце континента, в бассейне реки Замбези, считается, что самое большое в тех местах дерево - "баобаб Чидзере" - это эпический герой, первый местный государственник, собиратель земель нынешних Замбии, Зимбабве и Мозамбика, преобразившийся в древесного богатыря. По легенде Чидзере превратился в дерево с глубокими корнями, так как не хотел покидать свою страну под напором сильного врага.

В Гвинее автору этих строк не раз доводилось слушать рассказы сельских старожилов о том, как от баобаба зависит благополучие племени, которому он "служит", что с этими деревьями связана судьба урожаев, поскольку их стволы могут хранить большие запасы воды. Ислам и христианство не поколебали веры африканцев в мистическую силу баобаба. В Лесной Гвинее (западная часть Гвинейской Республики) местные священники-христиане нередко вырезают на стволах баобабов лики Иисуса, которые затем служат иконами, у которых собираются прихожане. Зрелище, надо сказать, очень впечатляющее. При этом Христос, безусловно, считается чернокожим, ведь в эпоху работорговли именно он не допустил гибели десятков миллионов африканцев, позволив части из них выжить на новых землях по ту сторону Атлантики.

Многие марабуты (исламские духовные наставники) также почитают баобаб. Со сбором урожая целые кланы во главе с марабутами устраивают торжественные церемонии, посвященные лесному исполину. Мусульманские иерархи (имамы) обычно относятся к этому весьма толерантно. В трудах историков из дакарского Института фундаментальных исследований Черной Африки сообщается о том, что исламские миссионеры, начавшие проникать на африканский запад с середины VIII века, специально отмечали свои маршруты посадкой баобабов возле деревень, жители которых признавали верховенство Аллаха над традиционными духами.

Местные религиозные культы были столь сильны, что соединившись с каноническим христианством или исламом дали искомый синтез, служащий ныне фундаментом межконфессионального мира. Здесь надо заметить, что для Западной Африки многонациональная Нигерия, раздираемая межрелигиозными распрями, - скорее исключение, подтверждающее правило. Противоборство там все-таки носит в первую очередь межэтнический характер, просто вражда между этносами, исповедующими одну религию, менее заметна для мирового сообщества, чем столкновения мусульман-хауса и христиан-игбо, происходящие в непосредственной близости от крупнейших в Африке районов нефтедобычи.

Однажды гвинейские девушки рассказали мне о колдовской деревне Гранд-Попо в Бенине, пользующейся популярностью и за пределами этой страны, в том числе в соседней Нигерии. За исцелением от самых различных недугов, снятием порчи, "приворотами" и "отворотами" туда приезжают как мусульмане, так и христиане, не говоря уже об ортодоксальных адептах местных культов. Колдуны Гранд-Попо якобы могут исчезать на глазах, перемещаться в другие измерения и т.д. Методики решения личных проблем предлагаются достаточно бесхитростные. Существует, например, весьма любопытный способ "отворота" - надо посадить в два разных сосуда хамелеона и скорпиона и закопать их в одной ямке рядом с домом вашего соперника (соперницы). По законам саванны эти обитатели африканских просторов никогда не должны соприкасаться, они вообще обычно обходят друг друга за километры. Их соединение должно внести полную дисгармонию в жизнь хозяев близлежащего жилища и повернуть на 180 градусов все их личные симпатии и антипатии. Говорят, этот метод многократно успешно испытан на практике.

Особо стоит сказать о бунду, женщинах-колдуньях. Традиция бунду сохранилась в Западной Африке с далекого Средневековья. Эти добрые колдуньи противостоят злым духам и всякой прочей мистической нечисти, которой немало бродит по африканским саваннам. Лично меня вид бунду несколько шокировал. Деревянная маска с изящными чертами лица сочетается с утонченной прической, чем-то напоминающей последние изыски парижских кутюрье. При этом большая коса над головой поддерживается на макушке устремленным ввысь фалоссообразным штырем. Маска необходима, чтобы люди не узнали в колдуньях своих знакомых, ставших посредницами в общении между ними и скрытыми от человеческих глаз и ушей силами добра. Невидимые духи способны донести до бунду идеи и мысли высшего существа в мифологии малинке (этот народ составляет около 20% населения Гвинеи), Маа Ндала, который создал человека именно как своего собеседника. Посвященный Творцом в тайны бытия, Маа передал позднее своим потомкам, людям, а также духам все, что он знал. Человеческая память скоротечна, духи же способны донести через столетия самые сакральные вещи. Бунду предстают как символ женского превосходства, способности материнского начала управлять миром. Поэтому современные гвинейки, при всей своей верности пророку Мухаммаду или Христу, охотно поддерживают эту давнюю традицию. С белыми, правда, о колдовстве предпочитают не говорить. Ведь речь является активным началом магии, и кто знает, как она может повлиять на поведение чужестранцев. Тем более что мифология бунду затрагивает самые сокровенные, самые интимные и романтичные душевные струны.

Путешествуя по землям Черного континента можно увидеть необычные деревья - стоящие корнями вверх. На самом деле это . Его можно встретить не только в Африке, но и на Мадагаскаре, в Австралии и Индии.

Голые ветки баобаба, словно корни, разбросаны над гладким стволом девять месяцев в году, - поэтому он и получил такое странное название - .

У африканских народов существует легенда, которая гласит, что когда Создатель посадил баобаб, тот не мог найти себе подходящую землю и переходил с места на место. Рассердившись, Бог вырвал дерево и посадил его вверх корнями, чтобы оно оставалось на месте.

Период, когда баобаб цветет и плодоносит длится всего три месяца - с октября по декабрь. Цветы его достигают 20 см. в диаметре, и цветут они всего одну ночь. плоды дерева съедобны и внешне напоминают дыни. Особенно они по вкусу павианам, и за это баобаб еще называют хлебным деревом обезьян .

Однако, люди используют не только плоды. Листья дерева добавляют как приправу к еде, высушенные семена употребляют вместо кофе, сушенные перемолотые плоды разводят в воде и подается как прохладительный напиток, напоминающий "лимонад". Это дало баобабу еще одно название - "лимонадное" дерево . Из коры дерева делают грубую ткань, веревки и рыболовные сети. Так же баобаб известен своими целебными свойствами. Отвар из листьев используют при лечении кашля и астмы, кору - при лихорадке. По мнению аборигенов молотая кора баобаба помогает при малярии.

Баобаб - необычное дерево, и у него есть еще не мало уникальных особенностей.

В отличии от обычных деревьев, у баобаба нет годичных колец, - и никто не может сказать точный возраст дерева. Но никто не сомневается, что баобаб - долгожитель, учитывая его размеры.

Кстати о размерах. Это самое толстое дерево в мире. При высоте дерева 18-25 метров, окружность ствола в среднем составляет 10 метров. В "Книге рекордов Гиннесса" указывается о баобабе, диаметр ствола которого достиг 54,5 метров. Какая бочка выросла!

В стволе дерева иногда образуются огромные дупла, которые можно использовать как жилье. В Зимбабве есть баобаб, который оборудовали под автовокзал. На этой автобусной станции помещается около 40 человек. В Ботсване дупло дерева раньше использовали как тюрьму. А в Намибии в стволе баобаба сделали баню. Туда даже ванну поместили!

Природные условия, в которых растет этот толстяк довольно-таки засушливые. А такому великану как баобаб необходимо много влаги. Поэтому в сезон дождей он впитывает в себя, словно губка, большое количество воды. Есть мнение, что один взрослый баобаб может впитать в себя около 100 000 литров воды. За такую особенность некоторые ученые хотят вычеркнуть баобаб из списка деревьев, и внести его в отдел суккулентов, т.е. кактусам и алоэ. А еще "губка-великан" изменяет размер своего ствола. По мере потребления накопленной влаги, он начинает "худеть".

Есть еще одна интересная черта - баобаб один из самых живучих растений в мире. Если у него отодрать кусок коры, она отрастает. А если дерево упадет - с ним тоже ничего не случиться. Пока хоть один корешок контактирует с почвой, баобаб будет расти дальше, даже лежа на боку.

Благодаря своим уникальным способностям баобаб в Африке считается самым почитаемым деревом. В легендах африканских племен баобаб выступает символом жизни и плодородия, и является хранителем земли.

Некоторые деревья баобабы старше египетских пирамид. Это дерево может стать отличной достопримечательность африканских саванн. В ширину ствол баобаба в среднем достигает от восьми до десяти метров.

Это объясняется сухими климатическими условиями, в которых этому дереву приходится расти. В Африке воды мало, если не сказать, что ее вообще практически нет. Баобаб нашел выход – его ствол, как губка, впитывает воду. Этим, кстати, и объясняется уникальная толщина дерева. Стоит отметить интересный факт. Баобаб, в отличие от других деревьев, не становится толще - в некоторых случаях из-за использования воды изнутри ствол может даже стать меньше. Таким образом, дерево сохраняет внутри себя запасы воды и питательных веществ.

Возраст баобабов установить достаточно сложно, так как у них нет характерных колец, но современные возможности позволяют с высокой точностью сказать, что некоторые экземпляры растут уже около шести тысяч лет. Некоторые деревья старше египетских пирамид.

Учитывая вышеперечисленные факты, во что бы то ни стало каждому туристу необходимо увидеть это удивительное дерево. Для этого необходимо отправиться, конечно же, в Африку. На сегодняшний день самый большой баобаб растет в Лимпопо и носит название Санленд. Его высота – 34 метра, а диаметр ствола – 11 метров. Первым он стал после того, как раскололся на две части его предшественник в этом же районе самого жаркого континента. Его высота была 47 метров, а толщина – 16 м.

Занзибар - это не просто дикая местность . В ресторанах и кафе, которыми владеют европейцы, но работают африканцы, Вам всегда подадут блюда из свежайших, только что выловленных морепродуктов с гарниром (часто это маниоки или картофель, который растет только в Африке).

Крона дерева достигает в диаметре тридцать-сорок метров. При этом, жизнь в Африке научила баобаб сбрасывать листву летом, чтобы с поверхности листьев не испарялась влага. В такие периоды кажется, что дерево растет корнями вверх, его гладкие и искривленные ветви напоминают корни. Это представляется очень интересным зрелищем.

Баобабы цветут один раз в год и всего одну ночь. Цветки распускаются вечером, а наутро уже опадают. Интересные факт – цветы опыляют летучие мыши. Плоды похожи на дыни с толстой кожей, они вполне съедобны. Особенно их любят обезьяны, в связи с чем баобаб считается «обезьяним хлебным деревом». Листья, плоды, цветы и даже побеги баобаба широко используются в приготовлении пищи, лекарств, промышленных товаров. Например, из коры дерева изготавливают очень крепкие веревки, пыльца используется в составе клея и т.д.

Мякоть плодов напоминает на вкус имбирь, часто её добавляют при изготовлении соусов, хлеба и даже лимонада. Кроме очевидной пользы баобабы помогают укрываться от песчаных бурь птицам и небольшим животным, они прячутся в огромном стволе дерева. Огромные корни, которые уходят глубоко в землю, позволяют этому растению пережить любые погодные условия. Кроме того, баобаб не горит, поэтому это отличное укрытие во время пожара.

Африканцы научились использовать баобаб, как удивительную природную достопримечательность. Ствол дерева внутри очень рыхлый и быстро разрушается, при этом кора надежно охраняет внутреннее пространство от внешних воздействий. Таким образом, баобаб может прожить еще много-много лет с пустотой внутри. Из многочисленных отзывов туристов можно узнать, что в некоторых особенно больших экземплярах баобабов, расположенных вдоль дорог, предприимчивые жители саванн устраивают небольшие укрытия для путешественников, где можно переночевать. Провести ночь посреди пустыни в стволе огромного дерева – весьма необычное приключение.

Символом Африки и ее саванн, баобабы стали в самую загадочную пору ее геологической истории. Лишь 16 процентов территории Африки занимают в наши дни леса. На пустыни приходится 39%, на саванны - 37%. Но так было не всегда. Раскопки показывают, что некогда всю ее территорию покрывали леса. В них обитали древнейшие приматы - общие предки обезьян и людей.

Палеонтологические данные свидетельствуют, что леса Черного континента погибли от огня: по восточной части Африканского кристаллического щита, от низовьев реки Замбези до Аденского залива на Красном , прошел тектонический разлом - Великий Восточно-Африканский рифт. Эта катастрофа планетарного масштаба сопровождалась мощной сейсмической активностью, продолжающейся до современной эпохи. Проходили века, бесплодные лавовые глыбы покрывал скудный почвенный слой, в который вцеплялась корнями трава нарождающихся саванн, ажурные акации и кряжистые баобабы, осваивали новую экосистему. И отряд приматов разделился на предков обезьян и предков людей.

По предположению палеоантрополога Г.П.Матюшина, африканские вулканы в эпоху антропогенеза извергали радиоактивный пепел, что способствовало резкому усилению мутационного процесса.

Несомненно одно: прародина человечества - , ее Великая рифтовая зона, ее саванны. Здесь выявлены наиболее древние костные остатки испопаемых предков человека, наиболее архаичные изделия из камня. Это подтверждается текстами Священного Писания. Место сотворения мира и человека в Библии (судя по современному научному ее переводу) - «поле»: степь, саванна.

Палеонтологические раскопки выявили поразительный факт: первые гоминиды, эти существа, по внешности еще напоминавшие обезьян, были уже людьми по внутренней, духовной своей сути. Им было свойственно чувство прекрасного, они имели представление о геометрических абстракциях. В Олдувайском ущелье (Танзания) раскопан ранний тип жилища - основание ветрового заслона - камни, выложенные в круг (ок. 2 млн. до н.э.). «Когда-то темный и косматый очнулся человеком», - написал Максимилиан Волошин.