Значение слова «притвор. Молитвы.Богослужения

Обычно притвор отделяется от храма стеной с красными западными вратами в середине. В древних русских храмах византийского стиля притворов часто не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в Церкви уже не было отделяемых по всей строгости правил оглашенных и кающихся с их различными степенями. К этому времени в православных странах людей уже крестили в младенческом возрасте, так что крещение взрослых инородцев было исключением, ради чего не было нужды специально строить притворы. Что же касается людей, находящихся под епитимией покаяния, то они стояли некоторую часть службы у западной стены храма или на паперти. В дальнейшем нужды разного характера побудили все же вновь вернуться к строительству притворов. Само название "притвор" отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам в России стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть. Собственное название этой части-трапеза, поскольку в ней в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нарфикс - местом для наказанных. Теперь практически почти все наши храмы за редким исключением имеют эту третью часть.

У притвора сейчас богослужебное назначение. В нем согласно Уставу должны совершаться литии на великих вечернях, панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением верующими различных продуктов, из которых не все считается приличным вносить в храм. В притворе во многих обителях совершается также последование определенных частей вечерних богослужений. В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимию от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в притворе находятся различные иконы.

Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, уже нее, или под колокольней, где она примыкает ко храму вплотную.

Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет большой догматический смысл, как образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего. Проходя свое служение в миру, Церковь в то же время по природе своей, по существу отлична от мира. Это и обозначают ступени, возвышающие храм.

Если считать от входа, то паперть - это первое возвышение храма. Солея, где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, - это второе возвышение. Престол, на котором совершается таинство Бескровной Жертвы в богообщение - это третье возвышение. Все три возвышения соответствуют трем основным ступеням духовного пути человека к Богу: первое-это начало духовной жизни, самый вход в нее; второе - это подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина; третье - это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном богообщении.

Вход в храм начинается раньше, чем мы переступаем порог притвора. Вот мы с молитвой дошли до ограды храма - что мы за ней увидим прежде, чем войдем в храм? Рассказывают кандидат искусствоведения Лев МАСИЕЛЬ-САНЧЕС, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

Михайловская Слобода, Московская обл., Храм Михаила Архангела, Святые врата, арх. А.Анисимов, 2000 год

Рыбки в центре Москвы

- Ворота в ограде храма называют святыми, - говорит Андрей Анисимов . - Их обычно делают трехчастными. Центральные ворота открываются только для архиереев и «в последний путь», а обычно мы входим через калитку рядом. Иногда делают не две, а одну калитку или врата с калиткой в них.

У традиции открывать центральные ворота только для архиерея есть исторические причины.

- Если мы углубимся в древность, - рассказывает Александр Ткаченко , - то увидим, что в базиликах было несколько входов. Связано это с тем, что христианская община города почти в полном составе собиралась на праздничные и воскресные богослужения, которые возглавлял епископ. Патриарх вместе с императором или архиерей с местным правителем входили в храм через центральные врата, которые получили название царских, а народ - через боковые двери. Такой обычай сохранялся до VII века. Потом основным типом богослужения стало приходское, тогда название царские врата было перенесено на врата иконостаса.

Войдя в калитку, мы часто попадаем на хорошо ухоженную территорию, с цветниками, лавочками, садом, детской площадкой, может быть даже пруд с рыбками.

Сретенский монастырь или подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве просто утопают в цветах, - приводит пример Андрей Анисимов. - Входишь, и запах другой. Незнающие люди говорят: «Вот монахи на наши деньги устроились, рыбки у них плавают в центре Москвы, розы…» Но это сделано не просто для какой-то красоты, этот ухоженный дворик - образ райского сада.

Идея того, что во время богослужения освящается все вокруг, выражалась архитектурными средствами.

В византийском храме внешнее и внутреннее пространства взаимопроникаемы, - говорит Лев Масиель-Санчес , - между ними нет жесткой границы. Храм - создание римского, то есть южного архитектурного мира, вокруг него были открытые портики, подходы во дворах. Византией ощущение храма было унаследовано из античности, где храмом была вся гигантская площадь в священной ограде (жесткая граница между сакральным и профанным), а здание было крошечным святилищем, куда люди даже не заходили. Раннехристианский храм был еще более «разомкнут», поскольку пришествие в мир, смерть и воскресение Христа освятили весь мир. В поздневизантийское время, в X - XI веках, когда гражданские тенденции в Церкви вытесняются монашеским мышлением, пространство церкви и пространство мира противопоставляются друг другу: храмы становятся небольшими, исчезают большие дворы, выделяется пространство притвора.

Земное и небесное

Пройдя по территории храма, мы подходим к паперти.

Словари дают разные определения этому слову, - говорит Лев Масиель-Санчес. - Одни утверждают, что это площадка перед дверями храма, другие - что крытая галерея. Чаще всего открытое пространство снаружи называют папертью, следующее за ним маленькое пространство - притвором, а расширенный притвор, в котором могут быть придельные храмы, - трапезной.

В разные эпохи, в разных архитектурных стилях паперть и лестницу выполняли по-разному. Например, поражает своим взлетом ввысь крытая лестница храма Вознесения Господня в Коломенском, а в храме Покрова на Нерли лишь небольшая ступенечка.

Ступени, ведущие к дверям храма, - это древний, еще дохристианский обычай, - поясняет Александр Ткаченко. - В Иерусалимском храме священники и левиты для совершения жертвоприношения поднимались по ступеням. Символика лестницы очевидная - наше приближение к горнему миру, она означает связь земного и небесного. В Средние века, когда приходское богослужение сосредоточилось в самом храме, не стало торжественного входа верующих во главе с епископом, значимость приобрели те ступеньки, которые ведут к алтарной части.

Лестница может быть очень красива, но как быть тем, для кого каждая ступенька - препятствие?

По современным нормам, проектируя новый храм, мы обязаны делать либо пандус, либо лифт, в который может пройти коляска с сопровождающим, - говорит Андрей Анисимов. - В старых храмах этого не было, там ищут приемлемые решения. Например, при реконструкции Казанского собора на Красной площади пандус удачно сделали, он идет вдоль стены и не выглядит случайным, не бросается в глаза.

Валаам, Свято-Владимирский скит, фронтон главного входа с Образом Спаса и молитвой мытаря.арх. А.Анисимов, худ. А.Брусов

Место для кающихся или сельский клуб

Далее мы попадаем в притвор, который еще не является собственно храмом.

На Афоне притвор составляет почти половину храма, - объясняет Александр Ткаченко. - В нем совершаются некоторые службы суточного круга, часы, туда выходят с литией, как это предписывает устав. В древности в притворе совершались таинство крещения и чин миропомазания, после чего новокрещенные переходили в основную часть храма, присоединялись к верным для совершения литургии.

В изменении размера и формы притвора большое значение имели практические причины.

Когда все стали крещеными и эта функция притвора стала неважна, - рассказывает Лев Масиель-Санчес, - он превратился в место общения или совсем исчез. На Руси еще в домонгольское время притворы соединяли с основным пространством храма. Например, в Успенском соборе в Кремле нет ни трапезной, ни притвора, вы входите прямо в храм. Эта традиция долго существовала в монастырских соборах: монастырский храм, в отличие от приходского, лишен социальной и хозяйственной функции, если в приходском храме строился огромный подклет для хранения продуктов, притвор исполнял роль сельского клуба, то в монастыре для всего это есть другие постройки. Впрочем, мы немного знаем о приходских храмах, поскольку они в основном были деревянными, а самый ранний дошедший до нас деревянный храм построен в 1464 году. В XVI веке начинают строиться каменные приходские храмы, в них есть небольшие притворы.

В русской традиции притворы маленькие, они служат для регуляции теплообмена, помогают в холодное время не выстужать основную часть храма, - говорит Александр Ткаченко.

Постепенно западная часть русского храма расширялась.

В XVII веке в связи с иноземными влияниями в России постепенно возникают разные пространства к западу от храма, - рассказывает Лев Масиель-Санчес, - притвор расширяется галереями с боковыми приделами, возникает привычная нам схема, когда из притвора мы входим в трапезную с правым и левым приделами. Это было удобно: зимой служили в приделах, а большой храм не отапливали.

В Румынии делают двойные притворы: внешний и внутренний. Один из этих притворов называется «гропница», поскольку его обширное пространство заполнено захоронениями. В Румынии и Сербии это становится обязательным элементом века с двенадцатого-тринадцатого. В Византии такого никогда не было, только на Афоне. Возможно, оттуда эта традиция пришла в Сербию, а потом в Румынию.

Небольшой притвор может иметь эстетическое значение.

В храме блаженной Ксении Петербургской в Медвежьих озерах мы сделали низкий притвор, и получилось очень хорошо, - рассказывает Андрей Анисимов. - Вы входите сначала в маленькое, тесное помещение, а потом попадаете в сам храм, с летящим вверх шатром. Люди обычно удивленно спрашивают: «Как этот объем мог поместиться в таком маленьком храме?» Храм не очень большой, если смотреть снаружи. Я сам не знаю, в чем дело, вероятно, пока мы проходим через низкий притвор, у нас немного меняется восприятие.

Узкий, но торжественный

- В идеале входы сориентированы на три стороны, - считает Андрей Анисимов. - Восток - это Христос, со всех сторон к Нему приходят люди и выходят, чтобы во все стороны нести Благую весть. Правда, градостроительная ситуация не всегда позволяет так делать.

Главный вход в храм всегда украшался очень богато. В ярославских храмах XVII века он очень интересно выполнен. Там делали гульбища, опоясывающие храм с трех сторон, а входы - расписные, многоцветные, с красивыми кокошниками, с перспективными порталами. Толщина стены и так немалая, а за счет уходящих вглубь пилястрочек и полуколоночек она кажется еще больше, это выглядит очень торжественно. Сами двери тоже декорируются очень богато. В Историческом музее хранятся двери XV века из Суздаля. На них на черном фоне золотом с помощью литья, чеканки, резьбы изображены евангельские и житийные сюжеты. Интересно, что в древней традиции, несмотря на торжественность, двери низкие и довольно узкие. Исключение царские храмы: София в Константинополе, Успенский собор в Кремле.

Врата часто увенчаны иконами Спаса Нерукотворного, Христа-Пантократора, в богородичных храмах - иконой Покрова. В византийских храмах они помещались только над входом из притвора в храм, сейчас могут находиться как над внутренними, так и внешними дверями.

Храм сам по себе является святым, это дом Божий, дом молитвы, -говорит Александр Ткаченко. - Храм, Престол, стены храма особым образом освящаются. Поскольку для нас это место свято, подходя к храму, мы совершаем крестное знамение и поклонение. И естественно, что образы Спасителя, Девы Марии, того святого, кому храм посвящен, размещаются перед входом, мы можем поклониться им перед тем, как войдем в храм.

На молитву и благоговение настраивают и надписи над входом. Это могут быть цитаты из Евангелия: «Аз есмь дверь» (Ин. 10: 7), «Аз есмь свет миру» (Ин. 8: 12), «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11: 28), слова молитвы мытаря, которую произносят перед входом в храм: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18: 13).

Ирина РЕДЬКО

Выбор межкомнатной двери – занятие ответственное, ведь дверь не только выполняет свое прямое назначение, но и украшает помещение. При покупке, нужно учитывать не только материал и внешний вид изделия, но и конструкционные особенности. Приобретая дверь с притвором или без него, не стоит полагаться только на свои желания. Принимая такое решение, нужно знать, что представляет из себя притвор, для чего он предназначен и в каких случаях дверь с ним будет уместна.

Особенность дверей с притвором

Обычная дверь представляет собой полотно, которое полностью входит в дверную коробку так, что между ними остается зазор в 3-4 миллиметра. Дверь с притвором имеет по всему своему периметру на торце выступ, который ложится на дверную коробку при закрывании. Его толщина составляет одну четвертую от толщины дверного полотна, поэтому еще одно название притвора – четверть. Можно услышать и такой термин – двери с фальцем, потому что фреза, делая притвор, прорезает в полотне фальц.

Двери с четвертью имеют ряд особенностей:

  • Межкомнатные двери с притвором относят к классическим. Они подойдут в комнату с соответствующим стилем оформления интерьера и мебелью. Дверь без притвора относят к более современному стилю.
  • Дверь с притвором может быть выполнена из разных материалов: дерево, пластик, металл. Практически все пластиковые двери делаются с четвертью. То же самое можно сказать и о бронированных.
  • Еще одна отличительная особенность двери с четвертью – ее уплотнение. Выступающая планка отлично подходит для крепления специальной резинки, тогда как уплотнение обычной двери весьма затруднительно.

Интересно отметить, что некоторые производители выпускают двери с четвертью, у которых притворная планка есть только у вертикальных торцов полотна.

Преимущества и недостатки дверей с притвором

Двери с притвором имеют ряд преимуществ по сравнению с более современными вариантами.

  1. Шумоизоляция. Благодаря тому, что планка плотно прилегает к дверной коробке, обеспечивается отсутствие зазоров, улучшаются шумоизоляционные качества двери. Уплотнение с использованием специальной ленты будет еще больше способствовать поглощению шума.
  2. Теплоизоляция. Лучшее сохранение тепла объясняется теми же причинами, что и поглощение шума.
  3. Скрытие недочетов при установке. Дверь без притвора должна быть установлена максимально точно, чтобы зазоры со всех сторон имели одинаковую ширину. Это требует определенных навыков. Дверь с притвором установить проще, планка скроет все недочеты, допущенные при монтаже.
  4. Эстетичность. Классическая дверь с притвором подчеркнет интерьер комнаты.


Говоря о недостатках, стоит отметить более высокую стоимость. Это объясняется тем, что изготовление двери с четвертью требует больших технологических затрат по сравнению с обычной.

Петли для межкомнатных дверей с притвором

Выбирая дверь с притвором нужно учесть ее конструктивные особенности, отражающиеся на виде используемых петель. Обычная накладная фурнитура тут не подойдет, поскольку планка должна плотно ложиться на дверную коробку. Поэтому для дверей с четвертью используют петли только двух видов:

  • ввертные;
  • угловые.

Угловые петли крепятся также, как простые прямые. Отличаются они крепежной пластиной, которая изогнута под углом 90 градусов.

Ввертные петли скручиваются в коробку и полотно посредством штифтов. При этом крепление к полотну производится наискось, задевая при этом притвор.

Для дверей с притвором чаще всего используются ввертные петли. Причем их установка производится на предприятии при изготовлении конструкции. То есть в магазине вы будете иметь возможность купить уже собранную дверь с коробкой. В отличие от обычных дверей, на которые можно установить самые разные петли по выбору, двери с четвертью не дают такой возможности. Поэтому производители часто берут эту задачу на себя, облегчая процесс установки.


Зная, какую роль играет притвор двери, будет проще определиться с выбором. Удачно подобранная дверь подчеркнет интерьер, расставив все необходимые акценты.

(5 голосов : 4,4 из 5 )

Притво́р – западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения – обручения, лития, чин оглашения и др.

Обычно притвор отделяется от храма стеной с красными западными вратами в середине. В древних русских храмах византийского стиля притворов часто не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в Церкви уже не было отделяемых по всей строгости правил оглашенных и кающихся с их различными степенями. К этому времени в православных странах людей уже крестили в младенческом возрасте, так что крещение взрослых инородцев было исключением, ради чего не было нужды специально строить притворы. Что же касается людей, находящихся под епитимией покаяния, то они стояли некоторую часть службы у западной стены храма или на паперти. В дальнейшем нужды разного характера побудили все же вновь вернуться к строительству притворов. Само название «притвор» отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам в России стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть. Собственное название этой части – трапеза, поскольку в ней в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нарфикс – местом для наказанных. Теперь практически почти все наши храмы за редким исключением имеют эту третью часть.

У притвора сейчас богослужебное назначение. В нем согласно Уставу должны совершаться литии на великих вечернях, панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением верующими различных продуктов, из которых не все считается приличным вносить в храм. В притворе во многих обителях совершается также последование определенных частей вечерних богослужений. В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик – место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимию от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в притворе находятся различные иконы.

Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, уже нее, или под колокольней, где она примыкает ко храму вплотную.

Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.

  • Притво́р - пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

    Происхождение термина обычно выводится из прето́рия (лат. praetorium) - в Древнем Риме площадка для претора, место для палатки полководца, позже - центральная площадь города, резиденция, загородный дом. Отсюда и произошло древнерусское слово притория, а затем и притвор.

    Притвор обычно отличают от на́ртекса (от греч. νάρθηξ - ларчик, шкатулка), последний располагается с западной стороны и изнутри полностью открыт в основной объем храма.

    Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить, кроме иудеев, также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающие, но и иудеи (по крайней мере с IV в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения.

    В древности в русских храмах часто притворов не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в церкви уже строго не отделялись оглашенные, то есть готовящиеся принять крещение, и кающиеся. К этому времени людей уже крестили, как правило, в младенческом возрасте, причём крещение взрослых иностранцев было не так часто, чтобы ради этого делать притворы. Те христиане, которые за греховное поведение или проступки получили церковное наказание - епитимию, стояли некоторую часть церковной службы у западной стены храма или на паперти.

    В дальнейшем все же опять возобновилось массовое строительство притворов. Собственное название этой части храма - трапеза, поскольку раньше в ней устраивались угощения для нищих в праздничные дни или дни поминовения усопших. Теперь почти все православные храмы имеют притворы.

    В настоящее время по Церковному Уставу они имеют богослужебное значение: здесь совершаются литии во время всенощного бдения, повечерие, полунощница и оглашение, панихиды по усопшим. В притворе даётся женщине очистительная молитва родительнице в 40-й день после родов, без неё невозможно входить в храм. Иногда в притворе, например, в монастырях, устраивается трапеза после литургии, подобно тому, как в древности здесь же, вслед за таинством причащения, для всех верующих приготовлялся ужин или вечеря любви. Дозволяется мирянам приносить в притвор в день Пасхи куличи, сыр и яйца для освящения.

    Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.