Делийский султанат. Управление

Делийский султанат

В XII-XIII веках арабы, тюрки и афганцы вторглись в Северную Индию и в начале XIII века основали Делийский султанат. Делийская династия Гулямов завоевала значительную часть Северной Индии, её сменила династия Хальджи. Во времена султанатов произошло культурное возрождение Индии. Возникшая в результате индо-мусульманская культура оставила после себя синкретические памятники в архитектуре, музыке, литературе, религии и одежде. В период Делийского султаната появился также язык хиндави, предшественник урду. Это произошло в результате общения местных носителей санскритского пракрита с персидскими, тюркскими и арабскими иммигрантами.

Делийский султанат является единственной индо-исламской империей, которая возвела на престол одну из немногих женщин-правителей в истории Индии - Разия Султана.

Узнав о гражданской войне в Индии, тюркско-монгольский полководец Тимур в 1398 году начал военную кампанию против правившего султана Насируддина Махмуда, принадлежавшего к династии делийских Туглакидов. 17 декабря 1398 года армия султана потерпела поражение. Тимур вошёл в Дели, полностью разграбив и разрушив город.

Империя Великих Моголов

В 1526 году потомок Тимура и Чингиз-хана Бабур, принадлежавший к династии Тимуридов, перешёл через Хайберский перевал и основал Империю Великих Моголов, которая просуществовала более 200 лет. К началу XVII века под контролем династии Моголов оказалась большая часть индийского субконтинента. С начала XVIII века империя стала постепенно приходить в упадок и после Восстания Сипаев 1857 года прекратила своё существование. В период правления Моголов на субконтиненте произошли огромные социальные перемены - индусы, составлявшие большинство населения, оказались под правлением мусульманских могольских императоров, некоторые из которых придерживались либеральных взглядов и оказывали покровительство индуистской культуре, тогда как другие наоборот проявляли крайнюю нетерпимость, разрушая храмы и облагая немусульман огромными налогами. В период своего наивысшего расцвета, Империя Великих Моголов занимала территорию, превышавшую по размерам древнюю империю Маурьев. После того, как империя Моголов пришла в упадок, на её месте образовались несколько маленьких царств. Считается, что династия Моголов была богатейшей династией из всех когда-либо существовавших.

В 1739 году, Надир Шах одержал победу над армией Моголов в огромной битве при Карнале. После чего Надир захватил и разграбил Дели, забрав с собой несметные сокровища, включая знаменитый Павлиний трон.

В эпоху Империи Великих Моголов, доминирующей политической силой был могольский император и его союзники, а позднее - государства-наследники, включая конфедерацию Маратха, которые сражались с ослабленной династией Моголов.

Хотя Моголы часто прибегали к жёстким мерам для поддержания контроля над своей империей, они также проводили политику интеграции с индуистской культурой, что сделало их правление более успешным, чем правление недолго просуществовавшего Делийского султаната. Акбар Великий был самым ярким представителем могольских правителей, отличавшихся терпимостью к другим религиям и культурам. В частности, он ввёл запрет на убийство животных в дни религиозных праздников джайнизма и отменил дискриминирующие налоги для немусульман. Могольские императоры вступали в браки с местным дворянством, становились союзниками местных махараджей, и предпринимали попытки синкретизации своей тюрко-персидской культуры с древней культурой индийской, что, в частности, привело к возникновению индо-сарасенской архитектуры. Восшедший на престол вслед за Акбаром Аурангзеб, в отличие от предыдущих императоров, проводил непопулярную, дискриминирующую политику против немусульманского населения, которая вызывала большое недовольство индусов.

История Востока. Том 1 Васильев Леонид Сергеевич

Делийский султанат (1206–1526)

Айбек и его преемники, значительная часть которых тоже принадлежала к числу гулямов, правили вплоть до 1290 г. (династия гулямов). За это время тюрки-мусульмане упрочили свою власть в султанате. Исламские воины получили условные владения в форме икта, а во главе администрации были поставлены наиболее грамотные и опытные в этом деле мусульмане из числа хорасанцев, главным образом персы. Значительную часть индийских земель получили в форме вакуфов мусульманские духовники и мечети. Индийские князья должны были подчиниться мусульманам, признать себя их вассалами и выплачивать им дань, а формы условного владения в княжествах тоже стали трансформироваться под воздействием исламских принципов землепользования: вчерашние раджпутские воины в индийских княжествах, как и в землях султаната, превращались в иктадаров, обязанных служить вместе со своими князьями и военачальниками новым правителям.

Династия гулямов в 1290 г. сменилась другой. Ала ад-дин Хилджи (1296–1316) из тюркского племени хилджи сумел нанести решительное поражение монголам, которые на протяжении нескольких десятилетий стремились приникнуть в Индию, но так и не преуспели в этом. Покончив с угрозой монгольского нашествия, Ала ад-дин совершил ряд успешных походов на Декан и даже в Южную Индию, присоединив завоеванные им земли к султанату. По некоторым данным, эти походы принесли султану в качестве трофеев 20 тыс. лошадей, 312 слонов, 2750 фунтов золота и большое количество драгоценных камней.

Дабы укрепить центральную власть в созданной им империи, Ала ад-дин предпринял ряд важных реформ, суть которых сводилась к конфискации максимально возможного количества земель в фонд казны и к попытке перевода армии, воинов-иктадаров, на натуральное и денежное довольствие из казны. Для этого цены на продукты питания, прежде всего зерно, были строго регламентированы. Торговцы были обязаны придерживаться этих цен под страхом суровых наказаний. А когда, несмотря на запреты, цены на рынках все же начинали расти, чиновники были обязаны выбрасывать на рынок зерно из казенных амбаров, куда оно загодя свозилось со всей Индии, для чего земельно-зерновой налог с общин был повышен до 1/2 урожая. Все эти меры могли, однако, дать лишь временный результат, но зато они вызвали недовольство и сопротивление со стороны различных слоев населения и вскоре после смерти Ала ад-дина были отменены.

В 1320 г. к власти в султанате пришел очередной выходец из гулямов, основавший династию Туглаков, правившую страной до 1414 г. Мухаммед Туглак (1325–1351) сумел на некоторое время восстановить распавшуюся было после смерти Ала ад-дина империю, но очень ненадолго. Еще при его жизни она вновь распалась, на сей раз окончательно: сначала от султаната отпала Бенгалия (1339), а затем по частям и весь Декан. С трудом сохранялся контроль над Гуджаратом с его важными торговыми портами, но в 80-х годах XIV в. отпал от султаната и он, да еще вместе с Мальвой. Окончательный удар по распавшейся империи был нанесен Тимуром, разграбившим в 1398 г. Дели и вырезавшим значительную часть его жителей (многие другие были вывезены им в Самарканд).

Султаны династий Сайидов и Лоди, правившие Северной Индией в 1414–1526 гг., временами укрепляли свою власть и энергично преследовали противников, совершая даже походы на соседей, по большей части неудачные. Но в целом султанат переживал кризис, период упадка. Одна за другой откалывались от него окраины, порой крупные провинции, пока в 1526 г. последний из султанов не был разбит Бабуром, основавшим в Индии империю Великих Моголов.

Политическая история Делийского султаната по-своему весьма поучительна. В принципе основанная на исламе структура была объективно более сильной и внутренне жизнеспособной, чем существовавшие до нее государственные образования древней и средневековой империи, включая и такие, как маурийская. Как уже не раз об этом шла речь, мусульманская структура всегда и везде сильна прежде всего неразрывной слитностью в ней религиозного и политического начал, тогда как индийская именно в этом пункте была слабой: религия в Индии как бы подчеркнуто ставила себя вне политики, демонстрировала безразличие к власти.

Казалось бы, появление в Индии исламских государств и ислама как религии должно было резко изменить привычную для этой страны политическую ситуацию. В известной степени так оно и было. Но слабость исламской государственности в Индии заключалась в том, что пассивное сопротивление традиционного индийского общества, которое исламские завоеватели всеми силами старались, но так и не сумели преодолеть, подрывало новую структуру изнутри, сильно ослабляя ее в те самые критические моменты ее существования, когда ей особенно необходима была поддержка снизу, изнутри, когда она нуждалась в столь привычном для нее единстве перед лицом грозного врага или мощного соперника. Чтобы продемонстрировать этот феномен более обстоятельно, обратимся к анализу тех факторов и общественных сил, которые в совокупности определяли собой упомянутую сложную ситуацию.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

автора Коллектив авторов

ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ В XIII - СЕРЕДИНЕ XIV ВЕКА

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ИНДИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ Алаев Л.Б. Средневековая Индия. СПб., 2003.Алаев Л.Б. Южная Индия: общинно-политический строй VI–XIII вв. М., 2011.Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии. М., 2010.Ашрафян К.З. Средневековый город Индии XIII - середины XVIII века. М., 1983.

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1526 «История церкви св. Петра в Глостере», лат.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Румский султанат 1077-1086 Сулейман–шах I (султан с 1081 г.)1086–1107 Кылыч–Арслан I1107–1116 Малик–шах I1116–1156 Масуд I1156–1192 Кылыч–Арслан II1192–1196 Кай–Хусрау I1196–1204 Сулейман–шах II1204–1204 Кылыч–Арслан III1204–1210 Кай–Хусрау I (вторично)1210–1219 Кай–Каус I1219–1237 Кай–Кубад I1237–1246

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ДЕЛИЙСКИЙ И ГУДЖАРАТСКИЙ СУЛТАНАТЫ Некогда могучий Делийский султанат после его разгрома Тимуром в 1398 г. охватывал только среднюю часть бассейна Ганга и Джамны. Там у власти с 1451 г. находилась афганская династия Лоди. Сикандар-шах (1489–1517) несколько расширил пределы

автора Эсбридж Томас

БЕЙБАРС И МАМЛЮКСКИЙ СУЛТАНАТ Осенью 1260 года Бейбарс со всей очевидностью убедился в непрочности своего положения. Он поспешил утвердиться в Каире, занял цитадель - резиденцию султанов, построенную еще Саладином, и вознаградил широкий круг эмиров за преданность

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

Калаун и мамлюкский султанат Во время пребывания у власти Калауна стала быстро нарастать угроза монгольской агрессии. Ильхан Абака воспользовался беспорядками в султанате после смерти Бейбарса и в 1280 году отправил внушительную армию в Северную Сирию, подтолкнув к

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

1526 Гибель сенсации. «Межрабпомфильм», М., 1935. Реж.: М. Доллер (см.. Мачерет А.В. Советские художественные фильмы: Аннот. каталог: В 3 т. М, 1961. Т. 2. С.

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

11.8. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ В ЭПОХУ МОНГОЛЬСКИХ НАШЕСТВИЙ Первое вторжение монголов в Индию относится к 1221 г., когда кочевники, преследуя войска Хорезмшаха, дошли до берегов Инда. Затем последовал длительный перерыв, во время которого монголы завоевали Иран и весь Ближний

Из книги Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках автора Берзин Эдуард Оскарович

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Делийский султанат: завоевание Индии Делийский султанат, который основали гази из Афганских гор за пределами Пенджаба, в долине Ганга в начале XIII в., успешно отражал атаки монголов и был вознагражден в сфере своей исламской культуры притоком множества ученых, бежавших


Образование Делийского султаната

В конце XII в. Северная Индия вновь стала жертвой завоевателей. В 1175 г. правитель Газни Шихаб- ад- дин Мухаммед Гури, представитель династии Гуридов, пришедший к власти после свержения династии Газевидов, вторгся в Пенджаб, где укрывался последний представитель династии Махмуд Газневи. Завоевав эту область, Мухаммед Гури двинулся дальше на восток. В 1199- 1200 гг. были покорены Бихар и Бенгалия. Завоёванные индийские земли были включены в состав государственных земель державы Гуридов, и Мухаммед Гури, как их верховный собственник, стал раздавать эти земли в условное феодальное держаниесвоим (по преимуществу тюркским) военачальникам, поставив над ними в качестве наместника Кутб- ад- дина Айбека. Успехи завоевателей, сумевших в течение 20 лет подчинить почти всю Северную Индию, объяснялись политической раздробленностью страны, обособленностью её народов, племён и каст и остротой социальных противоречий внутри индийского общества.

В 1206 г., возвращаясь из походов против восставших пенджабцев, Мухаммед Гури был убит. Военачальники, которым он раздал в феодальное держание индийские земли, отказались признать нового правителя Газни своим господином и создали на территории Северной Индии собственное, независимое от Газни, государство, получившее название по имени своей столицы- Делийский султанат. Правителем этого государства был провозглашен прежний наместник султана Кутб- ад- дин Айбек.

Власть Айбека и его ближайших преемников была, однако, в значительной мере номинальной. За 36 лет, последовавших после смерти Айбека (1210г.), на делийском престоле сменилось шесть султанов.

Подоплёкой кровавых дворцовых переворотов было желание феодалов добиться от султанской власти новых земель, пожалований и привилегий. Бесконечные усобицы между крупными мусульманскими феодалами, представлявшими господствующую верхушку в делийском султанате, использовались покорёнными раджпутскими князьями для восстановления своей независимости. Почти непрерывные войны внутри Делийского султаната, сопровождавшиеся грабежом и опустошением сотен и тысяч мирных селений, вынуждали общинников браться за оружие, звать на помощь вождей раджпутских кланов, платя им за это призвнанием их феодальной власти.

Феодальная анархия в Делийском султанате поставила под угрозу дальнейшую судьбу народов Индии, когда у её границ появились монгольские войска.

Государственный строй Делийского султаната

Для подавления эксплуатируемого крестьянства, захвата новых территорий, а также для защиты своих владений от внешних врагов в Делийском султанате при Балбане были созданы сильный государственный аппарат и огромная постоянная армия из чуждых индийскому народу среднеазиатских, афганских и иранских наёмников. В руках султана была сосредоточена вся полнота власти. Его ближайшим помощником являлся главный везир, направлявший и контролировавший работу многочисленных ведомств, основными из которых были налоговое и военное. Территория Делийского султаната разделялась на несколько областей, для управления которыми султан назначал вали из высшей мусульманской знати, часто из членов своей семьи. Основными функциями наместников было содействие чиновникам, а также иктадарам, как назывались владельцы икта, в сборе ими земельного налога и всяких иных поборов, и в подавлении народных возмущений. 16 Для этого наместники имели необходимый аппарат управления и постоянное наёмное войско. Наместники распоряжались доходами от своих областей, но были обязаны отсылать в султанскую казну излишек, остававшийся сверх расходов по управлению и содержанию войск. Области в свою очередь делились на налоговые округа, во главе которых стояли начальники, также из мусульман, с функциями, аналогичными тем, какие лежали на областных наместниках. Однако не следует преувеличивать степень централизации государственного управления. Наместники областей часто становились фактически независимыми правителями. Такими, были, например правители Бенгалии и других удалённых от столицы областей.

Они предоставляли мусульманам особые преимущества в занятии высоких постов в армии и в аппарате управления, давали налоговые льготы и ряд других более мелких привилегий. Наиболее полно влиянию ислама подвергся Западный Пенджаб.

Внешнее и внутреннее положение Делийского султаната в период его расцвета

Делийского государство смогло отразить наступление монгольских войск. Но опасность со стороны монгольских ханов была столь велика во второй половине XIII в., что делийские султаны были вынуждены прекратить своё наступление на ещё не завоёванные территории Индии. Кроме внешних врагов, султанам приходилось всё время вести борьбу с крупными феодалами. Султан Ала- ад- дин Хильджи (1296- 1316) сумел, опираясь на своё сильное наёмное войско, уничтожить опасных противников из числа наиболее влиятельных иктадаров и отбить три монгольских вторжения. Однако содержание наёмного войска требовало больших средств и истощало султанскую казну. Чтобы освободить казну от необходимости увеличивать жалованье воинам, Ала- ад- дин ввёл твёрдые цены на основные продукты, потребляемые войском одновременно с этим султан распорядился, чтобы во всём Доабе с крестьян, обрабатывавших государственные земли, брали поземельный налог размером до половины урожая и исключительно натурой. Было также приказано брать налог не только с пахотных земель, но и с пустошей, а также с каждой головы скота. Увеличив таким образом нормы поземельного налога, Кала- ад- дин смог создать в Дели большие правительственные запасы хлеба и фуража для того, чтобы послать всё это на столичный рынок, когда ощущался недостаток в привозе и цены на указанные продукты поднимались, несмотря на суровые меры, применявшиеся к нарушителям указа о твёрдых ценах.

Обеспечив безопасность государства от нападений монголов, султан организовал большой поход в Декан и в течении трёх лет (1308- 1311) завоевал его вплоть до реки Кавери. Султан в эти годы достиг вершины своего могущества. Однако непомерная эксплуатация крестьян привела в конце концов к тому, что то там, то здесь начали вспыхивать крестьянские восстания. В 1316 г. началась война с вассальными раджами Читора и Деогира, во время которой Ала- ад- дин умер. После его смерти разгорелась борьба за престол, победителем в которой в 1320 г. оказался один из крупных иктадаров- Гштяс- ад- дин Туглук. В период этой смуты от Дели отпали все деканские княжества, завоёванные Ала- ад- дином.

Чтобы иметь возможность противостоять взбунтовавшимся феодалам, Туглук создал огромную армию, но её содержание разоряло казну. Для пополнения казны Туглук увеличил и без того высокие налоги с крестьян и довёл их до полного разорения. В стране начался голод, земледельцы бросали земли и бежали в леса.

Преёмник Туглука, его двоюродный брат Фироз, отказался от борьбы с феодалами и примирился с утратой Бенгалии и Декана. Султан сделал всё, что было в силах, для сохранения Гуджарата с портами, через которые Дели торговал со странами Передней Азии. Фороз признал за феодалами наследственные права на икта.

Упадок Делийского султаната

Но, как только умер Фироз, между Туглукидами началась борьба за престол. Ослаблением центральной власти воспользовались Мальва, Гуджарат и Хандеш. В разгар этой борьбы в Северную Индию вторглись войска Тимура. В 1398 г., разбив войска правившего тогда султана Махмуда Туглука, Тимур взял Дели, разграбил город и вырезал его жителей. Когда Тимур уходил обратно в Среднюю Азию, он увёл с собой огромное количество пленников, прежде всего ремесленников. Столица Тимура Самарканд была в значительной мере застроена руками пленных индийцев. Области, по которым прошёл этот жёсткий завоеватель, были превращены в пустыню. С 1413 г. Делийский султанат перестал существовать как большая и сильная держава. Северная Индия распалась на ряд княжеств. Их правители устанавливали для подданных множество повинностей. Крестьян обязали сдавать почти половину урожая, работать на постройке дорог, мостов, храмов, дворцов и крепостей. Их обязывали следить за каналами, плотинами и водохранилищами. Кроме того, крестьяне платили налоги за скот, за ткацкие станки, за выжимание растительного масла, за разрешение построить хижину, за свадебный праздник и многое другое. Не менее жестокой эксплуатации подверглись и городские ремесленники.

Отбирая у крестьян и ремесленников плоды их труда, феодалы и купцы вели торговлю с другими областями Индии и с заморскими странами.



К концу XIII в. борьба тюркских маликов шамси и балбани за преобладание в Делийском султанате подорвала их могущество. На политическую арену вышла новая группировка военно-феодальной знати, возглавляемая тюрками-хильджи. Стоявший во главе этой группировки Джалал уд-дин, человек преклонного возраста, в 1290 г. короновался султаном Дели, положив начало правлению династии Хильджи. В 1292 г. ему удалось нанести поражение монгольскому отряду во главе с внуком ильхана Хулагу Абдуллой. Опасаясь, однако, новых нашествий монголов, Джалал уд-дин не решался встать на путь завоевания новых земель. Его единственное крупное военное предприятие - поход на раджпутскую Рантхамбхор - не было удачным и вызвало недовольство военачальников. Против него был организован заговор, во главе которого стоял племянник и зять Джалал уд-дина - Ала уд-дин Хильджи.

Предательски убив в 1296 г. султана, он надел корону на собственную голову. В стремлении сплотить своевольных эмиров он осуществлял завоевательную политику. В 1297 г. были отправлены войска в ; богатый торговый город и порт Камбей и столичный город Анхильвара были взяты и разграблены; в руки завоевателей попали сокровища известного индуистского храма в Сомнатхе.

Правитель Гуджарата из династии Чаулукьев бежал в Девагири. В последующие годы не прекращались набеги на раджпутские княжества и крепости.

В конце XIII - начале XIV в. участились набеги монголов. В 1297-1298 гг. в область Лахора вторглось 100-тысячное их войско. В следующем году двести тысяч монголов, перейдя р. Инд, приблизились к столице. Жители окрестных деревень укрылись за городскими стенами, заполнили улицы, рынки, мечети. Ала уд-дин вышел из Дели и дал бой монголам в его предместьях. Они отступили, но уже в 1303 г. монгольские отряды вновь появились под стенами города. Султан не рассчитывал на войско, только недавно вернувшееся из похода, и предпочел отсиживаться в Дели в ожидании подкрепления. После нескольких месяцев грабежей и разбоя кочевники сами покинули Индию. Набеги повторились в 1306 и 1308 гг., но были отражены войсками султана и его военачальников.

В процессе борьбы с монголами Ала уд-дин предпринял меры, направленные на укрепление боеспособности . Это позволило Ала уд-дину значительно расширить свои владения за счет территорий к югу от гор Виндхья. В 1307 г. его военачальник Малик Кафур, обращенный в ислам индус, захватил Девагири, правитель которого стал данником Ала уд-дина. В 1309 г. тот же Малик Кафур захватил столицу Какатьев г.Варангал (в Телингане) и обложил раджу данью. Среди вывезенных им сокровищ был знаменитый бриллиант Кох-и нур. В 1311 г. неутомимый Малик Кафур появился у столицы Хойсалов - Дварасамудры, а спустя еще некоторое время двинул войска далее на юг и напал на владения Пандьев на крайней оконечности п-ова Индостан. На монетах Ала уд-дина было отчеканено имя султана, провозглашавшегося "Александром Вторым".

Однако под непосредственным контролем султана была только большая часть Северной Индии, включая территории современных Синда, Пенджаба, Прадеша и Гуджарата. Инд служил западной границей Султаната, за пределами которой лежали земли независимых племен. На восток владения Ала уд-дина простирались не далее . управлялась независимыми владетелями. никогда не был полностью завоеван; некоторые раджпутские князья были лишь данниками султанов. На Декане только Девагири управлялся ставленниками султана. Земли, захваченные Маликом Кафуром в Южной Индии, платили более или менее регулярную дань.

Ала уд-дин (1296-1316) в целях укрепления государства с его многообразным в этноконфессиональном отношении населением, как свидетельствует историк Барани, имел намерение создать некую общую для мусульман и индусов религию, сам же претендовал на миссию пророка и основателя новой веры, которая, по словам историка, была призвана облегчить ему покорение мира. Возможно, что именно в правление Ала уд-дина правящей в Султанате верхушке удалось наладить регулярное поступление поземельного налога - хараджа. Размер его на землях короны - халиса - был определен в половину урожая. Согласно предписанию, в области Дели и Доабе харадж следовало платить натурой. Это, видимо, вносило изменение в существовавшую до этого практику, когда налог взимался в деньгах или в смешанной форме. Над чиновниками фиска был установлен строгий контроль. Укрывательство собранных средств и хищения строго карались: чиновников подвергали побоям, годами держали в заключении. Своим приближенным султан запретил устраивать пиры, пить вино, навещать друг друга, заключать по своему выбору браки, дабы воспрепятствовать заговорам и мятежам. Город и область наводнили шпионы, обязанные сообщать о настроении подданных, о замышлявшихся покушениях на власть и беспорядках.

Важной мерой, преследующей укрепление центральной власти, была задуманная Ала уд-дином реформа - замена икта денежным жалованьем. Для перевода воинов на денежное содержание было необходимо обеспечить стабильные и невысокие рыночные цены на необходимые им товары. С этой целью была проведена регламентация цен на пшеницу, ячмень, сахар, также на лошадей и рабов. Специальный чиновник - контролер рынка - со свитой всадников объезжал базары столицы и следил за тем, чтобы никто не продавал товары по ценам, превышавшим установленные. Осведомители должны были выявлять всех, занимающихся "спекуляцией".

Проведение реформы предполагало накопление в султанских амбарах больших запасов зерна для того, чтобы выбросить его в годы недорода на городские рынки, равно как и насытить их в нормальные годы. Ответственность за доставку в столицу полученной в качестве налога натуры была возложена на купцов-каравани, которые вместе с семьями были поселены в деревнях по берегу р. Джамны. За их деятельностью должны были наблюдать специальные чиновники. Земледельцам (раийатам) разрешалось продавать тем же купцам зерно, остававшееся после уплаты хараджа. Последовательное осуществление реформы Ала уд-дина было невозможно в условиях господства натурального земледельческого хозяйства и плохих коммуникаций.

Тирания и жестокость султана восстановили против него различные социальные слои, и Ала уд-дину пришлось пережить крушение собственной политики и честолюбивых замыслов. Его сын, Кутб уд-дин Мубарак-шах (1316-1320), начал правление с отмены всех реформ отца. Он возвратил конфискованные в халиса деревни и земли улемов (мусульманских богословов) и других земельных собственников - маликов. Люди, по словам историка Барани, были избавлены от суровости Ала уд-дина; никто не боялся более услышать: "Делайте это и не делайте того, говорите так, а не эдак, это прячьте, а это нет, ешьте то и не ешьте это, продавайте это, но это не продавайте".

Правление Мубарак-шаха было непродолжительным. Он был убит своим военачальником Хосроу-ханом. Как и Малик Кафур, последний был обращенным в ислам индусом и повторил некоторые из его крупных военных предприятий в Южной Индии. Захватив власть, Хосроу-хан не сумел удержать ее. Группировка тюркской военно-феодальной знати во главе с мукта Дибалпура Маликом Гази разбила его войско; Хосроу-хан был схвачен и обезглавлен. Его победитель вступил на престол под именем Гийас уд-дина (1320-1325), положив начало правлению династии Туглаков; одиннадцать представителей ее находились у власти до начала XV в.

Административные реформы, задуманные и, возможно, осуществлявшиеся Гийас уд-дином, имели целью упорядочение сбора налогов, фиксацию прав мукта, а также чиновников и считавшихся таковыми представителей общинной верхушки и мелких феодалов-индусов. Свои войска султан посылал в Бенгалию, Ориссу, Варангал. В 1325 г. его сын Джауна-хан устроил близ Дели пышный прием отцу, возвращавшемуся из похода в Бенгалию. Во время церемониального марша слонов рухнул непрочно сработанный деревянный павильон, под обломками которого оказался погребенным Гийас уд-дин. Многие, видимо, считали тогда, что была уготована султану его сыном, лично руководившим всеми приготовлениями к торжественной встрече. Именно эту версию излагает арабский путешественник Ибн Баттута, проживший несколько лет в Дели в дни правления Джауна-хана, короновавшегося под именем Мухаммад-шаха Туглака (1325-1351).

Он получил в наследство огромное . Султанские наместники правили в городах и областях, удаленных от Дели на многие сотни и даже тысячи километров. Видимо, стремлением укрепить свою власть на Декане было продиктовано перенесение Мухаммад-шахом в 1328 г. столицы из Дели в Девагири, переименованный в Доулатабад, город, бывший ключом к богатым княжествам и городам Юга. Спустя некоторое время, в 1337 г., султанский двор вновь обосновался в Дели.

Мухаммад-шах продолжал завоевательную политику своих предшественников, для чего он собрал огромную армию. Это потребовало введения дополнительных к хараджу сборов-абваб (букв. "статьи"), резко ухудшивших положение земледельцев, бросавших земли и укрывавшихся в лесах.

Некоторые крупные военные предприятия султана - в область Нагаркота (Пенджаб) и Караджал () - не принесли ему успеха. Особенно крупная неудача постигла его в Караджале (1341 г.). Хотя местный правитель согласился на выплату дани, отход стотысячной султанской армии обернулся ее гибелью. Горные , заняв проходы, захватили войсковой обоз; обрушив на султанских воинов град камней и отравленных стрел, они перебили их. Оставшиеся и живых долго скитались в горах. В столицу вернулось лишь несколько человек.

В 30-40-х годах от Султаната отложились Бенгалия и Варангал. Девагири и многие другие отдаленные от Дели территории были охвачены мятежами. Они подавлялись с большой жестокостью, и султан получил прозвище Хуни ("Кровавый").

Не доверяя многим из эмиров, Мухаммад-шах предпринял попытку создать новую знать, обязанную целиком ему своим возвышением. На ответственные должности были назначены "низкорожденные" - цирюльник, садовник, сын ткача и т.д., что еще более ожесточило тюркских эмиров.

Последние годы жизни Мухаммад-шах провел в Тхатте (Нижний Синд) в тщетной попытке усмирить мятеж местного правителя-индуса. В 1351 г. он умер от приступа лихорадки. И тогда знать возвела в войсковом лагере на престол его пожилого родственника (дядю) под именем Фируз-шаха (1351-1388). Он начал свое правление с решительных расправ над многочисленными руководителями и последователями религиозных сект, учение которых находило отклик среди демократических слоев. Одновременно были снижены или упразднены многочисленные налоги. По свидетельству историка Афифа, Фируз-шах "отменил все поборы, нс дозволенные шариатом, а те, что были предусмотрены, уменьшил".

Новый султан попытался вернуть некоторые из утраченных территорий. Поход в Ориссу и длительная осада Нагаркота (1361 г.) вынудили владетелей этих земель признать себя вассалами султана. Ценой огромных расходов и больших потерь удалось подчинить Тхатту; правда, едва султанское войско оставило ее пределы, как вновь восстают один из местных владетелей. Не имели успеха походы Фируз-шаха в Бенгалию. Эта богатая область оставалась во власти тюркских военачальников и мелких местных феодалов.

В течение своего долгого правления султан был фактически марионеткой в руках военачальников и приближенных. Уступки, на которые он шел, привели к значительному росту их привилегий и влияния, что, видимо, и было важной причиной усиления в конце его правления центробежных тенденций. То в одной, то в другой области вспыхивали мятежи; при дворе не прекращались интриги и заговоры.

Своим наследником и соправителем Фируз-шах назначил сына, Мухаммад-хана. Однако могущественная группировка среди тюркской знати провозгласила наследником внука Фируз-шаха, Гийас уд-дина. В 1388 г. умер Фируз-шах, а вскоре был убит и Гийас уд-дин. Началась острая борьба за власть. На троне Дели быстро сменяли друг друга отпрыски династии Туглаков, поддерживаемые той или иной группировкой. Последним из Туглаков на престол вступил Насир уд-дин Махмуд-шах, один из внуков Фируз-шаха. При нем начался подлинный распад государства. В 1394 г. от Дели отпали земли по среднему течению : в Джаунпуре объявил себя независимым правителем евнух Малик Сарвар, присвоивший себе титул "Султан уш-шарк" ("Султан Востока"). Основанная им династия до 1479 г. Из-под контроля Дели вышел и Гуджарат, где независимым правителем стал наместник области, Музаффар-хан, положивший начало династии Танк, или Ахмад-шахи.

Усиление центробежных тенденций имело в основе своей рост могущества феодалов-мукта, наблюдаемый на протяжении всего XIV века, за счет увеличения их личной доли в прибавочном продукте переданных в икта деревень в ущерб доле государства^ поступавшей в виде налога или шедшей на содержание войска мукта. Согласно установлениям Гийас уд-дина Туглака, доля мукта, считавшаяся его личным жалованьем, должна была составлять примерно 1/20 - 1/10 объема налога. Однако из контекста источника следует, что мукта, эмиры и правители областей-вилайетов присваивали произвольно средства, предназначавшиеся на содержание воинов. Это могло вызывать определенные санкции со стороны фиска.

Наблюдаемая в XIV в. тенденция к росту экономического благосостояния мукта стала особенно выраженной при Фируз-шахе. Учитывая "большие расходы мукта", писал Афиф, султан освободил их от хидмета (букв. "служба"), т.е. обязательного прежде подношения султану (помимо уплаты со своих икта махсула - налога) дорогих коней и оружия, слонов, верблюдов, украшений из золотая серебра.

Самый принцип отчетности мукта нередко нарушался ими, и чиновники дивана, опасаясь могущественных представителей знати, "допускали упущения в проверке счетов икта", не вызывали в диван их делопроизводителей. Нарушения и злоупотребления со стороны мукта оставались безнаказанными. При Ала уд-дине средством контроля над доходами и расходами мукта была инспекция их войска; важным элементом ее считалось клеймение лошадей проходивших инспекцию воинов. Благодаря этому ограничивалась возможность всякого рода комбинаций, большая часть которых сводилась к тому, что мукта содержали меньшее число всадников, чем это полагалось на доходы предоставленных им икта. При Фируз-шахе инспекция войска производилась крайне нерегулярно из-за неявки мукта, что не вызывало, однако, никаких санкций. De facto или с одобрения верховного правителя многие икта при Фируз-шахе превратились в обеленные (иммунитетные) в налоговом отношении владения. Служебные земельные владения, свободные от обложения в пользу государства и жалуемые представителю феодальной знати, назывались инамом (дар), по аналогии с иммунитетными владениями религиозных учреждений и представителей духовного сословия.

Рост экономического могущества мукта был связан также и с усилением лежавшего на податном сословии, и прежде всего общинном крестьянстве, налогового бремени. Мы не знаем точно, какую долю крестьянского урожая изымали в качестве хараджа. Известно лишь, что введение Ала уд-дином налога в размере половины урожая было мерой чрезвычайной и разорительной. Побои, тюремное заключение и прочие жестокости, пишет Барани, применялись, чтобы заставить "индусов и мусульман платить налоги". Преемник Ала уд-дина, Мубарак-шах, "избавил народ от тяжелых налогов и жестоких поборов, а насилия, истязания, заключение в кандалы и темницы, побои были устранены из диван-и везарета... а установления и приказы Ала уд-дина упразднены".

Еще в начале VII в. арабы, вторгшись в Индию с севера, завоевали территорию Синда и утвердили там свою власть. Синд обособился, но это не повлияло на историю остальной Индии. Однако с начала XI в. Индия стала ареной разорительных набегов тюркских завоевателей-мусульман, совершавших походы под флагом священной войны с неверными. Переживавшие период феодальной раздробленности, индийские княжества не могли противостоять этим нашествиям, и постепенно на севере Индии утвердилось крупное государство во главе с мусульманскими завоевателями, получившее в истории название Делийского султаната. Возникновение этого государства, распространившего впоследствии свои завоевания на юге, оказало значительное влияние на всю историю Индии. Индия была втянута в сферу так называемого мусульманского мира.

Первое вторжение в Индию тюркских завоевателей произошло в 1001 г. Затем войско Махмуда (998-1030 гг.), правителя государства со столицей в Газни, находившейся в тогдашней области Хорасан, вторглось в Пенджаб. Выступивший против армий Махмуда раджа Джайпал потерпел поражение под Пешаваром и покончил самоубийством. С тех пор систематически вплоть до 1026 г. в зимнее время Махмуд совершал набеги на Индию, разбивая огромные, но плохо организованные индийские армии. Он разрушал храмы, грабил храмовые богатства, сокровища, накопленные владетелями княжеств за много поколений, собирал контрибуцию с населения и уходил обратно с караваном награбленной добычи. Махмуд совершал набеги на огромную территорию Северной Индии от Сомнатха (Катхиавар) на западе до Канауджа (на Ганге) на востоке. Однако он присоединил к своим владениям и непосредственно управлял лишь Пенджабом.

При преемниках Махмуда в период усобиц и угрозы со стороны сельджуков столица газневидов была перенесена в Лахор. В 70-е годы XII в. смутами воспользовались правители небольшого вассального княжества Гур, которые в 1173 г. завоевали Газни, а в 1186 г. - столицу своего бывшего сюзерена Лахор. Правитель Гура Мухаммед, овладев Пенджабом, стал продвигаться дальше, в глубь Индии. В 1191 г. в битве при Тараине он потерпел поражение от Притхвираджа, раджпутского правителя Дели и Аджмира, но да следующий год на том же поле Тараина Мухаммед разбил возглавляемую Притхвираджем армию раджпутских князей, открыв себе дорогу на Ганг. Вскоре он овладел всей Джамна-Гангской долиной, включая Бенгалию. После убийства Мухаммеда один из тюркских рабов, начальник его гвардии, полководец и наместник Севера Индии Кутб-уд-дин Айбак (1206-1211 гг.), объявил себя независимым султаном индийских владений туридов со столицей в Дели. Так возник Делийский султанат. После смерти Айбека (он упал с коня во время игры в поло) к власти пришел другой правитель, из гулямов (рабов-гвардейцев) - Шамс-уд-дин Ильтутмыш. Поскольку некоторые его преемники также выдвинулись из рабов-гвардейцев, эта династия известна под названием династии Гулямов.

Разделенная на множество враждующих между собой княжеств, Индия не могла противостоять вторжениям извне. После распада Арабского халифата на северо-западных рубежах Индии возникла мощная держава Газневидов, унаследовавшая мусульманские государственные традиции. Султан Махмуд Газневи (998-1030) сделал своей целью завоевание Индии; он совершил 17 походов на юг и овладел долиной Инда. Вторжение тюрок в Иран нанесло тяжелый удар Газневидам, и наступление мусульман на время остановилось. В 1173 году к власти в Газни пришел султан Мухаммед Гури, который отправил на завоевание Индии своего полководца-гуляма Кутб уд-дина Айбека. К концу XII столетия Кутб уд-дин овладел долиной Ганга вплоть до Бенгалии; после смерти Мухаммеда Гури он объявил себя султаном и сделал своей столицей Дели - так появилось первое мусульманское государство в Индии, Делийский султанат.

Долгие завоевательные войны сопровождалось захватом большого числа пленных, которые обращались в рабов. Общественное устройство Делийского султаната было результатом социального синтеза, результатом взаимодействия индийских и мусульманских традиций. Основание социальной пирамиды - индийская община - осталось неизменным, крестьяне сохранили свой образ жизни и свою религию, индуизм. Государственно-правовая надстройка султаната соответствовала мусульманским государственным традициям. Вся земля считалась принадлежащей государству, и крестьяне-индусы были обязаны платить поземельно-подушный налог ("харадж-джизью"), составлявший до четверти урожая. Впрочем, сбор налогов в те времена еще не был четко отрегулирован; кадастров не проводилось, и нормы сбора были весьма условными. Большая часть земель ("халиса") находилась в непосредственном ведении правительства и налоги с этих земель шли в казну султана. Другая часть выделялись эмирам и воинам с правом сбора налогов; эти пожалования ("икта") давались на условиях службы и формально не наследовались - но фактически часто передавались по наследству. Так же как во всех мусульманских странах, небольшая часть земель находилась во владении религиозных учреждений ("вакф") или частных лиц ("мульк"). Многие раджпуты были согнаны со своих земель; уцелевшие грасы превратились в держания, обусловленные службой. Помимо воинов, получивших "икта", армия султана включала гвардию, состоявшую из рабов-гулямов, а также ополчения перекочевавших в Индию тюркских и афганских племен. Так же как египетские мамлюки, делийские гулямы неоднократно возводили на престол своих командиров, эмиров и маликов, - почти все султаны Дели происходили из предводителей гулямов. Государственная собственность была двух родов - халиса и икта.

Абу-л Музаффара Ала-уд-дина Бахмана (1347-1358 гг.), ставшего основателем династии Бахманидов. В период своего наибольшего могущества государство Бахманидов простиралось от Аравийского моря на западе до Ориссы на востоке. Северная граница проходила по реке Тапти, южная - по рекам Кришна и Тунгабхадра. Южнее возникло государство Вжджаянагар, с которым Бахманиды вели многолетние войны эа плодородную долину Райчур, находящуюся на границе между ними. Походы Бахмана на юг были успешными. Свое государство он разделил на наместничества - тарафы (Гулбар-га, Доулатабад, Бидар и Берар), сделав столицей Гулбаргу, переименованную им в Ахсанабад (после его смерти она опять стала называться Гулбаргой). Государство Бахманидов достигло расцвета в период, когда им управлял министр Махмуд Гаван (1446-1481 гг.), носивший титул «господин купцов». Он одержал победу над Мальвой и многими индусскими князьями Конкана, разграбил знаменитый своими богатствами индусский храм в Канчи и завоевал Гоа. Однако он был афаки, и "группировка декани оклеветала его. Престарелый министр был тут же убит по приказу пьяного султана. Тверской купец Афанасий Никитин посетил Бидар именно при Махмуде Гаване. Он писал об огромной бахманждской армии, о роскоши энати и бедности населения: «А земля людна велми, а сельская люди голы велми. а бояре сильны добре и пышны велми».

Начиная с 1206 года турецкие султаны взялись за расширение Дели, в те времена незаметного города.
И превратили его в столицу новой империи. Под их контроль вскоре перешла вся северная Индия, и на какое-то время под властью турецких султанов был почти весь Индийский полуостров. Однако ни одной династии не удавалось удержать «Делийский султанат». Ис лам не гарантирует старшему сыну султана право на престолонаследие, поэтому после смерти очередного правителя его сыновья начинали бороться за трон.
В начале XVI века сюда нагрянули непрошеные гости. Новые завоеватели гордились своим происхождением от легендарного повелителя монголов Чингисхана; и их прозвали на арабский манер – «моголами».

в XVII в. феодально-централизованная Моголь-ская империя смогла сломить их сопротивление и подчинить себе Основателем этой новой державы в Северной Индии был тимурид (потомок Тимура-Тамерлана) Захируддин Мухаммад Бабур (1525-1530 гг.), бывший правитель Ферганы, изгнанный из Средней Азии узбеками, пришедшими из Сибири Му-хаммаду Бабуру оказал помощь и поддержку другой тимурид, его родственник, правитель Герата. Бабур овладел афганскими землями и укрепился в Кабуле, но считал, что, только завоевав Индию, он станет во главе богатого и мощного государства Б 1518 и 1524 гг. Бабур совершил нападения на Пенджаб, а в декабре 1525 г. вторгся в Индию еще раз - во главе сильного войска, состоящего из воинов, прибывших из Средней Азии, а также афганцев и гакхаров. Используя перенятое у монго-,шв искусство внезапной конной атаки и умение располагать войска за укрытием из связанных вместе повозок, Бабур нл Паиипатаком иоле в 1526 г. разбил наголову армию правителя Дели Ибрахим-шаха Лоди. Через год, в битве при Сикри, он победил раджпутов Рана Сайта, опытного полководца, правителя Читора, стремившегося объединить под своей властью все раджпутские области. Эти две победы закрепили господство Бабура в Северной Индии. В дальнейшем он овладел фактически всей долиной Ганга.